Найти тему
Zafer Dogan

Дети трудовых мигрантов, выходцев из стран СНГ, не знают русский язык и не говорят по-русски

Оглавление

Вот какая история произошла с этими детьми в прошлом году в одной из школ в Волгограде

Школьная администрация объединила учеников с плохим уровнем русского языка в один класс. Был расчет на то, что они выучат язык и постепенно наверстают школьную программу. Однако из этого ничего не вышло. Учительница не справилась с нагрузкой и ушла от первоклашек.

Ей поручили руководить 1-м классом, в который набрали детей трудовых мигрантов, выходцев из стран СНГ. Некоторые их родители высказывались против изоляции детей от остальных учащихся, однако руководство школы ссылалось на специализированную программу обучения и индивидуальный подход в обучении.

Прошло некоторое время, и упомянутая учительница просто отказалась вести класс, состоящий из детей, не говорящих по-русски. Она не смогла помочь им выучить русский язык. Прежде она была преподавателем информатики и у нее не было опыта подобной работы.

Этот факт вызвал негативные отклики в волгоградской прессе. Корреспонденты опросили родителей первоклассников, как они относятся к созданию специализированного класса.

Родители отреагировали по-разному. Мама одной из учениц рассказала, что поначалу ей было обидно, что детей разделили по языковому признаку, однако потом, после объяснения ситуации от руководства школы, стало ясно, почему было так сделано. При этом нашлись родители, которые не желали разделять детей и хотели бы, чтобы они учились в смешанных классах.

Председатель комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области была вынуждена объяснить ситуацию. Она заявила буквально следующее: «В этот класс пришел опытный педагог, первой категории. Учебный процесс не будет нарушен. Ученики последовательно обучаются по программе, которая была специально для них разработана. С родителями педагог находится в контакте».

Она добавила, что в этом году для класса детей, «плохо говорящих по-русски», подготовили отдельную школьную программу. За ее основу была взята платформа «Дети здесь», которая помогает школьникам овладеть русским языком.

Добавим этот фрагмент к сказанному

Вот, что говорят по этому поводу филологи: «Для детей мигрантов все, что учитель говорит на уроке, звучит как шум дождя. Именно поэтому их нельзя учить в отдельных классах».

По закону «Об Образовании» при приеме в школу никаких тестирований не предусмотрено. Детей трудовых мигрантов, вне зависимости от их знания русского языка, должны принять в школу по месту регистрации или в иную, если в первой не оказалось свободных мест. Школа должна создать все необходимые условия для такого ребенка и обеспечить его интеграцию в образовательный процесс.

Однако единого механизма по интеграции таких детей в рамках основной образовательной программы сегодня не существует. С детьми работают в системе дополнительного образования. После уроков ученики посещают занятия по изучению русского языка в своих же школах, или в центрах дополнительного образования.

Как эту проблему решали в Европе

Европа раньше всех столкнулась с явлением миграции. Она пошла по пути наставников для таких детей. Ученики, которые не владели языком страны, в которой живут, посещали уроки вместе с ними, и те им помогали освоить программу на уроках и после них.

У нас история с наставниками не очень рабочая, так как русский язык относится к категории сложных. Для его преподавания не говорящим по-русски нужны особые знания.

Русскоязычные родители порой просят изолировать детей мигрантов в отдельные группы или классы. Можно напомнить опыт Греции, где тоже была проблема с огромным количеством трудовых мигрантов, прежде всего из арабских стран. Школы помещали новых учеников в отдельные классы и учили их только греческому языку.

Такая изолированная модель не получила поддержки и тиражирования, потому что дети не интегрировались в социум.

Накопленный опыт показал, что на сегодняшний день частичная интеграция самая эффективная схема обучения детей выходцев из стран СНГ русскому языку в школах.

Что думают москвичи и жители Подмосковья о трудовых мигрантах из Средней Азии и Закавказья