Найти тему

«Девушки-крестьянки» Петра Бучкина

«Ну, пришел, садись, будем вместе богов писать», — приветствовал малыша Петю живший с ним по-соседству иконописец Яков, прозванный Богомазом. «Увидя кем-нибудь обиженным, он брал меня на руки и уносил к себе в избу. «Плюнь плакать, идем лучше картинки рисовать», — успокаивал он. Посадив рядом на лавку, дядя Яков рисовал мне на бумаге лихие тройки с седоками, лошадей, гуляющих на лугу, или фигуры людей в различных костюмах. Обычно он брал чисто подготовленную левкасом доску и, держа ее на коленях, быстро, одним росчерком кисти, обмакнутой в темную краску, определял место головы, рук, очертания плеч. «Это будет Никола Угодник. Его всякий купит». Эти первые детские впечатления об искусстве навсегда сохранились в памяти маститого художника и педагога Петра Бучкина.

Родился он в деревне Софроново Тверской губернии в 1886 году в крестьянской семье, окончил в 1899 году Угличское городское училище, где ему привили любовь к родной истории и памятникам старины. Профессиональное образование он получил в Петербурге в Училище технического рисования барона Штиглица, а затем в Высшем художественном училище при Академии художеств и по успешном завершении учебы в 1912 году отправился на два года в заграничную командировку в Западную Европу. Бучкин был мастером жанровой живописи и портрета, писал пейзажи, был известным рисовальщиком и гравером, а также педагогом.

«Ничто так не полезно для молодого художника, как беседа с большими мастерами, чье творчество получило широкое признание» — считал Петр Бучкин. Одна из них состоялась в мастерской его учителя В. В. Матэ, у которого гостил В.Д. Поленов. «Его суждение, — вспоминал Бучкин, — было не похоже на то, что утверждали в стенах Высшего художественного училища с пеной у рта, с вытаращенными глазами апологеты нового искусства». Поленов заявил, что «в искусстве должно быть совершенство формы и большая мысль; там, где этого нет, — искусство падает низко; всякое трюкачество — явление временное». Следуя его заветам, Петр Дмитриевич, также внесший немалый вклад в дело воспитания творческой молодежи, ратовал за мастерство, за серьезную школу, за последовательное освоение основ искусства без всяких ухищрений.

П.Д. Бучкин. 1886-1965. Девушки-крестьянки. 1910-е. Холст, масло. Вологодская областная картинная галерея
П.Д. Бучкин. 1886-1965. Девушки-крестьянки. 1910-е. Холст, масло. Вологодская областная картинная галерея

Судьба подарила ему не одну такую важную встречу. Замечательный рисовальщик, он запечатлел облик В.А.Серова и Ф.И.Шаляпина, запомнил и записал высказывания первого и беседу со вторым. Великий певец уверял Бучкина, что пению он учился не только у мастеров вокала, но и у художников; например, советы и указания В.А. Серова и В.М. Васнецова очень помогли ему. «Благодаря художникам, — говорил он, — я стал понимать, как нужно придать тому или другому образу жизненную правду. А когда найдешь образ верный, убедительный, то и музыкальная фраза примет должный оттенок». Бучкин оставил ценные воспоминания о мастерах искусства, с которыми был знаком.

Близкая ему крестьянская тема особенно сильно увлекла его в 1910-е годы по возвращении из зарубежной поездки, что получилось в соответствии с народной поговоркой: «Ищи добра на стороне, а дом люби по старине». Одна из написанных Бучкиным в то время картин «Девушки-крестьянки» была приобретена в коллекцию Вологодской областной картинной галереи в 1988 году у вологжанки Р.А. Кукушкиной. Молодые и миловидные героини изображены позирующими художнику: сидящие на лугу в тесном соседстве, они не общаются друг с другом, а смотрят прямо на зрителя. Ослепительно яркими выглядят в солнечный день их длинные красные юбки и большие цветастые шали. Под стать настроению крестьянок и пейзажный фон с белеющей вдали церковкой и охристыми избами, голубое небо, тронутые ранней осенью, но еще в мягкой ее позолоте деревья и трава. Ощущение бодрости, свежести и радости жизни исходит от этого полотна.