13,6K подписчиков

Трудности с математикой у детей, что лежит в их основе.

754 прочитали

Сегодняшняя статья будет посвящена такому специфическому заболеванию, как дискалькулия. Попробуем разобраться в видах данного нарушения и рассмотреть практические примеры работы с ними.

Источник freepik.com, фото из открытых источников.
Источник freepik.com, фото из открытых источников.

Итак, что же такое дискалькулия? Это нарушение способности ребенка к вычислительным операциям. Чаще всего с дискалькулией родители сталкиваются в раннем школьном возрасте. Большинству малышей все же удается освоить счет в пределах десяти, необходимое требование перед первым классом, но решение задач и разбор абстрактных логических заключений вызывает у них трудности. Есть и более грубые случаи, когда даже счет по числовой прямой вызывает у детей затруднение.

Попробую объяснить виды данных нарушений.

Начнем с самого грубого с вербальной дискалькулии. Ученые доказали, что мозг человека разворачивает логическую последовательность в форме прямой. Исследования проводились среди кочевых племен оленеводов. Было доказано, что человек никогда не изучавший счет и законы последовательности с легкостью определяет большее и меньшее количество оленей в группах до пяти штук, опираясь на зрительное восприятие. В обычной жизни, нам вряд ли бы удалось обойтись счетом в пределах пяти. Необходимость введения графических понятий число-символ, является важной частью математических вычислений. Тут и подкрадывается нарушение. Вербальная дискалькулия выражается в неспособности зрительно воспринимать символы и различать их. На слух такой ребенок может прекрасно определить большее или меньшее число, но решить пример написанный на листе для него крайне сложно. Таким детям важно проверить зрение на предмет выпадения зрительных квадрантов. Патология не часто встречающаяся, но имеющее место быть у детей с неврологическими нарушениями. При ней мозг видит мир кусками, что затрудняет восприятие полной картинки изображения.

Еще один важный аспект неравномерный процесс восприятия информации. Знания мы воспринимаем зрительно, на слух и через чтение про себя. Доходит и до абсурда, написанное на листе бумаги задание ребенок может прочитать и выполнить, но стоит его прочитать устно, и он теряется в ответе. (Схема работает и в обратном направлении, когда услышанную задачу малыш воспринимает хорошо, а сам прочитать и вникнуть не может) Здесь подключается неравномерность восприятия. Помните я много раз говорила о необходимости раннему обучению чтению детей, испытывающих сложности в развитии. Речь, читаемая про себя и устная речь задействуют разные участки мозга, и по разному воспринимаются. При поражении той или иной области ребенок испытывает видимые нарушения в решении поставленных задач.

Третий не менее важный аспект дискалькулии- семантический. Уже не раз писала о трудностях восприятия речи некоторыми детьми. К сожалению, у малышей с поражением зоны Вернике такая проблема достаточно частое явление. Они с трудом понимают анекдоты, фразы с двойным смыслом. С трудом различают указание предлогов в тексте, а задачи по математике чаще всего стараются дать позаковыристее, на несколько действий, что приводит такого ребенка в полный тупик. Семантика явление комплексное. Редко, когда она захватывает исключительно математическую часть. Работа с ней так же должна вестись комплексно. Необходимо формирование словаря, разжевывание сложных лексических оборотов. Достаточно часто дети семантики могут сравнивать числа на листе бумаги или в уме, способны оперировать ими, основная проблема малышей данной группы решение задач и понимание заданий.

Четвертая важная группа нарушений данной сферы- не способность мыслительных операций в уме. Я достаточно часто в своем блоге ссылаюсь на классиков логопедической теории, говорящих о аспектах формирования внутренней и внешней речи. У детей данной группы есть отставание в скорости обработки мыслительных операций. Одной части данной группы важно иметь зрительную поддержку своих вычислений, другой слуховую. (Считать только при помощи линейки, примеры решать исключительно в столбик, проговаривать каждое действие в слух). Казалось бы, ну что такого ребенок прекрасно может решить пример столбиком, вот и пусть решает, но при данном виде решения внутренняя обработка запускается скудно не развивая данный вычислительный аспект, не тренируется логическое мышление в целом.

Подход к коррекции каждого нарушения должен быть индивидуальным, исходя из особенностей ребенка. Расскажу опыт моего сына. Мой старший ребенок всегда тяготел к математике. В 2 года, совершенно не умея говорить, он выстраивал прямую из цифр до 10 в прямом и обратном положении, при этом сначала он освоил именно символы, и лишь потом я научила соотносить их с количеством предметов. В 3, учился говорить по числовой прямой. Первые слова были один-а, два-е, три-и. Когда речь наконец проявилась более свободно, в возрасте 3.5 начал считать до 100 и обратно. В пять считал до 100 на 3х языках (к слову, из английского и французского он знал не сильно больше, чем счет). Первые задачки в 3.5 года мы решали с ним на котах, собирающихся стаями около столовой реабилитационного центра. В пять лет научив сына примерам на плюс минус 3, выработал понимание процесса устно и письменно, я сдала его бабушке, переключившись на развитие понимания оборотов речи. Бабушка отточила с ним домики сложения и вычитания. К шести годам он прекрасно вычислял двухзначные числа в уме в пределах 100 с переходом через десятки. Бабушка принципиально не учила его считать столбиком. Сейчас он пошел в третий класс и столбики мы допускаем только для трехзначных чисел. Сын сильно забегает вперед по математике, причем это его личная инициатива. В 7 он полностью освоил таблицу умножения выучив сборник стихов Усачева наизусть, и вычленив из него ответы. Тут не плохо работала его эхолалическая память, к которой он прекрасно адаптировался. Весело рассказывая стишок на каждое действие. В восемь тянулся к дробям, и сам умудрился научиться складывать дроби в уме, порой и с разными основаниями, изобретая какие-то свои безумные методы, что приводило нашу бабушку в дикий восторг. Сейчас он учится по углубленному учебнику математики, так как понять принцип работы мало, его нужно еще отточить и закрепить. Проявляет интерес к химии и физике, благо прабабушка у него как раз преподавала данные науки и поддерживает его стремления. Математическая сторона у сына превалирует в развитии, и базируется именно на внутренней речи, так как зрительное, количественное восприятие у него все еще снижено, и посчитать предметы пальцем для него проблематично. Думаю, оленей на пастбище не умея считать символами он бы не разделил на группы даже в пределах пяти, настолько все туго на данный момент в этой области, но я стараюсь работать над ней. Стоит отметить, что математику мой сын осваивал нестандартно, в обход общепринятым нормам. Он никогда не вычислял примеры по линейке, соотнесение число и количество так же было им пропущено, он сразу перешел к целостным символам, как в письменной, так и в мыслительной деятельности. Он не зубрил таблицу умножения, взяв ее простыню стихов, которые легко давались при его способности запоминать текст целиком в больших объемах. Если бы я давила на стандартный путь развития, он бы застрял еще в самом начале, с учетом его нестандартного постинсультного мышления.

А вы сталкивались с дискалькулией, и какие методы для Вас оказались наиболее рабочими?

Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, буду Вам очень признательна.