Найти тему
Наша Психология

Как справиться со стрессом с помощью арт-терапии

Тема статьи родилась неожиданно. Ко мне обратилась журналистка газеты и телеканала «Комсомольская правда» с просьбой об интервью на тему «Как справиться со стрессом с помощью арт-терапии». При этом, как водится, времени на то, чтобы внятно о чём-то рассказать, особенно не было – весь видеосюжет должен был длиться в пределах трёх минут. Но постановка вопроса меня заинтересовала, и я решил посвятить ему отдельную статью.

Тема эта, в общем-то, давно избитая, и разве что ленивый не говорил о стрессе. О стрессе рассказывают в школе, учат в институте, пишут в газетах. Имеется много информации о том, как справляться со стрессом, как преодолевать стресс, как с ним бороться и как им управлять, что хорошего в стрессе и что в нём плохого, каковы симптомы стресса, как его лечить и что делать для профилактики стресса, и т.д. и т.п. – словом, всё, что вы хотели знать о стрессе.

Так получились, что тема «стресса» меня никогда особо не занимала. И сейчас я задумался: почему так? Ответом на этот вопрос и будет данная статья.

Понятие стресса

Начну я, пожалуй, со словарных определений того, что собственно называют стрессом. Словари удобны тем, что они отражают как научное, так и общественное сознание.

ВИКИПЕДИЯ:

Стресс (от англ. stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой или холодовой, световой и другие стрессы.

Впервые термин «стресс» в физиологию и психологию ввел Уолтер Кэннон (англ. Walter Cannon) в своих классических работах по универсальной реакции «бороться или бежать» (англ. fight-or-flight response).

Знаменитый исследователь стресса канадский физиолог Ганс Селье в 1936 году опубликовал свою первую работу по общему адаптационному синдрому, но длительное время избегал употребления термина «стресс», поскольку тот использовался во многом для обозначения «нервно-психического» напряжения (синдром «бороться или бежать»). Только в 1946 году Селье начал систематически использовать термин «стресс» для общего адаптационного напряжения.

«Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования […] Другими словами, кроме специфического эффекта, все воздействующие на нас агенты вызывают также и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние. Эти функции независимы от специфического воздействия. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, — это и есть сущность стресса» (Ганс Селье, «Стресс жизни»).

Эустресс. Понятие имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».

Дистресс. Негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он подрывает здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям. От стресса страдает иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса.

Эмоциональный стресс. Эмоциональным стрессом называют эмоциональные процессы, сопровождающие стресс и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме. Во время стресса, эмоциональная реакция развивается раньше других, активизируя вегетативную нервную систему и её эндокринное обеспечение. При длительном или многократно повторяющемся стрессе эмоциональное возбуждение может застаиваться, а функционирование организма — разлаживаться.

Психологический стресс. Психологический стресс, как вид стресса, понимается разными авторами по-разному, но многие авторы определяют его как стресс, обусловленный социальными факторами.

БЭС:

Стресс (от англ. stress – напряжение), состояние напряжения, возникающее у человека или животного под влиянием сильных воздействий (см. Адаптационный синдром). Стресс-реакция, особое состояние организма человека и млекопитающих, возникающее в ответ на сильный внешний раздражитель.

В русском языке термин «стресс» употребляется также для обозначения и самого раздражителя - физического (холод, жара, повышенное или пониженное атмосферное давление, ионизирующее излучение), химического (токсичные и раздражающие вещества), биологического (усиленная мышечная работа, заражение микробами и вирусами, травма, ожог), психического (сильные положительные и отрицательные эмоции), а также их комбинаций (синонимы: стрессор, стресс-фактор, стресс-стимул, стресс-воздействие).

Иногда термин «стресс» употребляют (не вполне правомерно) по отношению к низшим животным, не имеющим развитой системы нервной и гормональной регуляции, к растениям и даже сообществам организмов (в экологии), когда они подвергаются экстремальным воздействиям.

Концепция стресса была разработана канадским физиологом Г. Селье, который впервые применил этот физический термин в биологии в 1936. Согласно Селье любой достаточно сильный внешний стимул (стрессор), физический или психический, вызывает состояние стресса, проявляющееся в определенном неспецифическом (т. е. не зависящем от характера стрессора) ответе организма млекопитающего, названном им общим адаптационным синдромом (ОАС).

Понятие стресса шире, чем ОАС, который иногда рассматривается как клиническое проявление стресса; так, у человека с нарушенными функциями эндокринных желез и у крысы с удаленными надпочечниками возможен стресс без ОАС. Основные механизмы стресса – гормональные. Главным морфологическим признаком сформировавшегося ОАС является так называемая классическая триада: разрастание коры надпочечников, уменьшение вилочковой железы и изъязвление желудка.

Селье описал и местный адаптационный синдром (например, воспаление), возникающий в органах и тканях в ответ на сильное или разрушительное раздражение. Признаки ОАС формируются в течение нескольких суток от начала достаточно длительного воздействия стрессора в ходе трех стадий стресс-реакции:

стадии тревоги (например, шок), в которой происходит мобилизация защитных сил организма (резко уменьшается количество гранул в коре надпочечников, содержащих запас гормонов - кортикостероидов);

стадии устойчивости (количество гранул значительно превышает исходное);

и стадии истощения, которая возникает при слишком сильном или слишком длительном воздействии, а также в том случае, когда адаптивные силы организма недостаточно велики. На стадии истощения количество гранул вновь уменьшается, стресс-реакция принимает болезненный, патологический характер.

Таким образом, ОАС возникает в ответ на стрессор, т. е. фактор, вызывающий нарушение (или угрозу нарушения) баланса физиологических систем организма - относительного постоянства его внутренней среды (К. Бернар), или гомеостаза (У. Кеннон).

В организме млекопитающих существует по крайней мере две функциональные системы, созданные эволюцией для противодействия разрушительному действию стрессоров, для поддержания гомеостаза даже в экстремальных условиях: симпато-адреналовая, открытая Кенноном, и гипоталамо-надпочечниковая, открытая Селье.

Первая из них состоит из симпатической нервной системы и мозгового вещества надпочечников, выделяющего в кровь гормоны адреналин и норадреналин. Она включается уже через несколько минут после начала действия стрессора, вызывает мобилизацию различных систем организма (расширение зрачка, учащение дыхания и пульса, перераспределение кровотока, усиление мышечной активности, ослабление моторики желудка и кишечника и др.) и вскоре прекращает свою деятельность.

Во вторую систему входит гипоталамус, передняя, или железистая, доля гипофиза (аденогипофиз) и корковый слой надпочечников. Гипоталамус выделяет гормон кортиколиберин, который воздействует на аденогипофиз, вызывая секрецию им гормона кортикотропина. Последний, в свою очередь, стимулирует кору надпочечников, вырабатывающую кортикостероиды. Эта система включается несколько позже и может действовать на протяжении многих часов и даже суток. Она оказывает мощное влияние на все органы и ткани, включая головной мозг. Под воздействием кортикостероидов в организме происходит усиление обменных процессов, подавление иммунных и воспалительных реакций, изменение концентрации медиаторов (норадреналина, серотонина, гамма-аминомасляной кислоты) в различных отделах мозга, повышение секреции и кислотности желудочного сока и другие перестройки.

Физиологической основой формирования ОАС является так называемый базальный уровень кортикостероидов, представляющий собой результат нормального функционирования гормональной системы гипоталамус-гипофиз-кора надпочечников в отсутствие стрессорных воздействий. Как слишком высокий, так и слишком низкий уровень кортикостероидов не позволяет развиться стресс-реакции, что резко ослабляет защитные силы организма и приводит к формированию определенных заболеваний (язвенная болезнь, гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, бронхиальная астма, психическая депрессия).

Базальный уровень кортикостероидов претерпевает в течение суток характерные колебания, связанные с центральным ритмоводителем организма, находящемся в гипоталамусе, и с системой регуляции цикла сон - бодрствование. Пик секреции кортикостероидов у человека приурочен к ранним утренним часам, когда наблюдается максимальное "давление" парадоксального сна - той стадии ночного сна, когда отмечаются высокий уровень активности головного мозга и эмоционально окрашенные сновидения. Возможно, что парадоксальный сон играет роль своего рода эндогенного стрессора.

Исключительно важно то значение, которое имеет физический и эмоциональный (психический) стресс в жизни человека и в формировании многих заболеваний. Одну из главных и нерешенных проблем при этом можно сформулировать следующим образом: стресс - это хорошо или плохо? На этот вопрос не смог ответить даже сам Селье; если в первых работах он высказывал мнение о том, что умеренные стресс-стимулы оказывают благотворное воздействие на организм, стимулируя его защитные силы, и только чрезмерные или слишком длительные перегрузки могут "выбить из колеи", то в конце жизни он был вынужден выдвинуть понятие "хорошего" и "плохого" стресса (эустресс и дистресс), чем в значительной степени разрушил целостность своей концепции.

Действительно, где тот "гомункулюс" в нашем мозге, который отделяет "хорошие" стрессоры от "плохих"? Главный недостаток традиционного представления о стрессе заключается в том, что оно в неявной форме представляет организм пассивным объектом приложения стрессорных воздействий. Между тем, даже лабораторные крысы, а уж тем более человек, осуществляют в ответ на действие стрессора различные поведенческие реакции, и именно активный либо пассивный характер реагирования в не меньшей степени, чем сила или длительность стресс-воздействия, определяет общую устойчивость организма.

Известно, что длительная и напряженная борьба человека за желанную цель, даже сопровождающаяся эпизодическими неудачами (то есть, казалось бы, классическая модель стресса), как правило, не только не приводит к истощению, но, наоборот, способствует сохранению психического и телесного здоровья.

С другой стороны, описаны так называемые болезни достижения, или "синдром Мартина Идена", как иногда называют это состояние. Оно возникает обычно после того, как субъект достиг желанной цели, но вслед за этим не возникла новая "сверхцель".

Экспериментальные и клинические наблюдения показывают, что лучше испытывать неприятные переживания, стимулирующие к поиску выхода из затруднительного положения, чем находиться в расслабленном состоянии пассивного удовлетворения собой и миром ("синдром Обломова").

Характер реагирования на стресс-стимулы лишь отчасти обусловлен наследственными факторами и в значительной степени формируется соответствующим воспитанием. Сформировавшаяся в середине 20 в. "наука о стрессе" произвела подлинный переворот в целом ряде классических дисциплин (патофизиологии, эндокринологии, неврологии) и привела к созданию новой области медицины – психосоматической.

БЭС:

Адаптационный синдром (общий адаптационный синдром), совокупность защитных реакций организма человека или животного (преимущественно эндокринной системы) при стрессе.

В адаптационном синдроме различают стадии:

тревоги (мобилизация защитных сил),

резистентности (приспособление к трудной ситуации),

истощения (при сильном и длительном стрессе может закончиться смертью).

Концепции адаптационного синдрома и стресса выдвинуты Г. Селье.

Напряжение как готовность к действию

В общем, создаётся впечатление, что хорошо изучены как физиологические механизмы, так психологические обстоятельства стресса. Понятие стресса давно вошло в научный обиход и завладело, как говорится, массами. В общественном сознании прочно закрепился образ «стресса» как того, с чем нужно бороться, чему нужно умело противостоять, чем просто необходимо управлять для того, чтобы не быть им разрушенным, ведь стрессов сейчас так много, они просто-таки поджидают нас на каждом шагу. Чего только стоят такие растиражированные выражения: «жизнь полна стрессов», «стресс делает нас заложником вредных привычек» (реклама «лекарства от стресса») и т.п.

Можно предположить, что такому отношению во многом способствует не только естественно-научная парадигма в целом, но и симптоматическая направленность нашей медицины (которая, несомненно, оказывает огромное влияние на психологию и психотерапию), а кроме того, в частности, особый способ описания данного явления. Когда звучат такие внушительные слова, как «синдром», «гормоны», «кортикостероиды», «гомеостаз», «стресс-стимулы» и пр., то очень трудно усомниться в чём бы то ни было.

На мой взгляд, понятие стресса во многом мифологизировано, то есть искусственно искажено, и не отражает действительного явления. Однако впитываясь в ткань общественного сознания, оно становится его управителем.

Давайте пойдём с начала.

Что такое «стресс» в своей сути? Не что иное, как напряжение, которое возникает в ответ на некое изменение – то есть, на всё что угодно.

Что такое «ответная реакция организма»? Это наш отклик на то, что происходит: во внешней либо во внутренней реальности. Что это за отклик такой, что за «реакция», зачем это нужно? Говорят, затем, чтобы привести организм в некое состояние гомеостаза* (попросту – в «нормальное состояние»). Кому этот гомеостаз нужен и зачем – тот ещё вопрос…

__________________________________________

*Гомеостаз – способность живых организмов сохранять относительное динамическое постоянство состава и свойств внутренней среды и устойчивость основных физиологических функций в условиях изменяющейся внешней среды.

То, что «нормальное состояние» является индикатором того, что в данный момент всё в порядке, а отклонение от него является сигналом к соответствующему ситуации действию, ещё не означает, что смыслом этого действия является приведение себя в первоначальное «нормальное состояние». Действия совершаются не ради «нормального состояния» (и вообще не ради какого-либо состояния), а ради жизни! Состояние, каким бы оно ни было, – является проявлением жизни, а не её целью. Никакой гомеостаз не может быть движущей жизненной силой. Маловато для жизни одного гомеостаза, ибо он обеспечивает лишь сохранение. Но жизнь – это не только сохранение, это ещё и изменение, течение, это непрестанный выход из состояния покоя. И чем жизнь сложнее устроена, чем выше организована, тем она беспокойнее, тем больше её стремление выйти за собственные пределы.

Но если не приведение к гомеостазу, то что является смыслом «ответной реакции»? Смыслом ответа (соответствующего действия) является – освоение изменившейся ситуации. Освоение означает жизнь (действия, поведение) в соответствии с изменившимися условиями, вместе с ними. Именно освоение ситуации и стоит за загадочным словом «адаптация» (по-русски приспособление), а вовсе не приведение себя в некое надлежащее, «нормальное состояние» гомеостаза. Освоение – это не возвращение на попятную (к гомеостазу, не он является смыслом), а это всегда движение вперёд, развитие. Почему? Да потому, что жизнь обратного хода не имеет! Нельзя ничего вернуть: ни события, ни состояния, ни чувства, ни мысли… Освоение происходящего – это всегда движение вперёд.

Что такое напряжение? Напряжение – это готовность к движению, к действию. Когда происходит некое событие (внутреннее или внешнее), то мы, будучи в контакте с миром, соответствующим образом откликаемся на него. Это означает, что всё, что есть с нас живого (здесь можно употреблять разные слова: организм, тело, душа, чувства и пр.) приходит в состояние готовности к тому, чтобы осуществлять себя (жить и действовать) в изменившихся условиях. Тогда на телесном уровне у нас выделяются гормоны, на душевном – мы что-то чувствуем, как-то относимся к происходящему, на личностном – о чём-то думаем, размышляем, сравниваем.

И если это состояние готовности реализуется – то есть мы соответствующим образом (сообразно изменившимся условиям) реагируем, действуем, то наше напряжение (потенциальная энергия) переходит в движение (кинетическая энергия).

Если же мы не действуем в соответствии с изменившейся ситуацией (то есть действуем, но не в соответствии с ней, а вопреки ей, так как, если мы живём, мы не можем вообще не действовать – мы всегда как-то осуществляем себя в каких-то действиях, в каком-то поведении), то мы не реализуем напряжение (состояние готовности к соответствующему действию, ответу). И тогда у нас возникает перенапряжение. Что такое перенапряжение? Перенапряжение – это несостоявшееся движение.

Борьба со стрессом – битва без победителя

Вопрос: с чем нам нужно бороться, справляться, что преодолевать, лечить, предупреждать? Какой стресс? Что нам в этом случае называть стрессом, и главное – зачем? Да, есть состояние напряжения (состояние готовности к действию). Но что такое стресс-фактор? Нет в мире никаких особых стрессоров («напряжителей»), ведь этот так называемый стрессор – это вся наша жизнь! И какой тогда смысл в этом термине? Чтобы создать образ врага и чтобы было с кем бороться, кому противостоять?

Если я живу и действую в соответствии с миром (это и с самим собой тоже), то нет у меня никаких ненужных, лишних для меня напряжений – все напряжения мне нужны, я ими и действую, ими живу! Все мои напряжения – это моя жизненность, это я живой! А если я не живу в соответствии с миром, то… всё тот же вопрос – что мне лечить, с чем справляться, чем управлять? Лечить то, что я отказываюсь слышать себя (свой живой отклик) и действовать в соответствии с ним? Учиться релаксировать, расслабляться, чтобы снимать избыточные напряжения и… продолжать жить вопреки самому себе (миру!)?

«В общем виде возникновение тех или иных чувств я бы описал следующим образом: когда происходит некое событие, я в этом событии тем или иным образом себя обнаруживаю: я совершаю выбор о том, как относиться к этому событию, кем и каким мне быть в нём. То есть своим выбором я занимаю определённую позицию и по отношению к самому себе, и по отношению к событию. От того, какую позицию я займу, как решу относиться, то есть, кем я буду, зависит то, какое впечатление на меня произведёт это событие. Но так говорить неточно, ибо не событие производит на меня впечатление, а я своим выбором занимаю такое положение, что либо впечатляюсь (впечатляю себя, впечатываю-в-себя), либо нет (и тогда событие не оказывается для меня со-бытием, я его не замечаю).

И эта моя позиция (место, точка зрения) естественным образом вызывает во мне состояние, соответствующее моему выбору: моя душа начинает определённым образом двигаться, в ней возникают те или иные течения – она начинает жить и действовать в соответствии с моим выбором, в соответствии с занятой мной позицией. От чего зависит то, какие внутренние движения будут возникать? Это зависит от того, в чём я теперь (после такого своего выбора, такого отношения) буду испытывать нужду. Моя нужда даёт толчок к движению: к изменению существующего или к его освоению. И эти внутренние движения, эти течения души я как-то чувствую, то есть знаю о том, каково моей душе, что с ней происходит, как она живёт (как мне-живому теперь, после моего выбора, живётся на белом свете, так как моя душа это и есть я-живой). Эти движения души, то, как она начинает жить, и являются тем, что мы называем словами «состояние», «внутренняя жизнь», «чувство».

Другими словами, мои выборы, из которых вырастает мой способ жить, и рождают то или иное моё самочувствие (то или иное моё состояние). Таким образом, «внутренние силы», «состояния», «чувства» – это не нечто отдельное от меня и моих выборов, моей деятельности. Они возникают тогда, когда я решаю совершать соответствующую деятельность: это не силы и чувства «во мне» или «у меня», так как нет никаких во мне сил, отдельных или отличных от меня, а это «силы меня». Мои силы – это я действующий! Проще говоря: я чувствую радость тогда, когда я как-то и что-то выбираю, когда я совершаю некую внутреннюю деятельность, я как-то отношусь – я радуюсь; я чувствую горе, когда я горюю; я чувствую гнев, когда я гневаюсь и т.п. В этом смысле моё состояние означает не что иное, как состояние меня (какой я, в какой позиции нахожусь, какую точку зрения занимаю, как отношусь, как выбираю) рождает и соответствующие мои чувства. Если я живу во вред себе (предаю себя), то жить мне на белом свете будет плохо (вне зависимости от событий и обстоятельств), я буду страдать и болеть. Если я осуществляю себя, живу созидательно и творчески, то жить мне будет хорошо (вне зависимости от событий и обстоятельств), я буду полон сил, и силы мои будут прибывать» (Ляшенко В.В. «Арт-терапия как практика самопознания: присутственная арт-терапия»).

Представим ситуацию. Человек ходит на нелюбимую работу. Изо дня в день, из года в год. На работе у него конфликты с начальством, дома – с женой и детьми. Зарплата низкая, продукты дорогие, правительство плохое – вечное неудовлетворение. И вот он мучается от всех этих «стрессов», которыми полна его жизнь, ищет, как бороться «со стрессами» и как обезопасить себя от них, покупает в аптеке таблетки «от стресса», соблюдает диету «от стресса», делает упражнения «от стресса»,… а жизнь особо не меняется, а возможно, и ухудшается.

От чего же на самом деле он мучается? От стрессов? От стрессоров? Или от своего невнимания к своим чувствам, к своим смыслам, к своим близким – от того, что живёт против самого себя? Действительно нужными вопросами для него будут не вопросы о стрессе и как его снимать, а о том, почему, зачем и как он ходит на нелюбимую работу. В связи с чем он решает не замечать своего неудовольствия, тревоги, напряжения? Ведь если работа ему не нравится, то этому есть причины. Как он живёт та́к и почему выбирает та́к жить, что его жизнь не соответствует его внутренней ситуации? Если упростить (для наглядности) стоящий перед ним действительный выбор, то он состоит в том, чтобы либо переосмыслить своё отношение к этой работе, либо сменить работу и заниматься своим делом. Но почему он выбирает оставаться на ней и почему не хочет занимать своего места? Эти вопросы могут стать отправной точкой в разрешении его жизненной ситуации, в изменении своего способа жить – жить, не подавляя свои чувства, свои напряжения, а прислушиваясь к ним, живя вместе с ними, живя ими.

Итак, с чем человек борется, когда он борется «со стрессом», чем он пытается управлять, что снимать, что лечить? Он борется ни с чем иным, как с последствиями своих выборов, тех самых, которые он совершает против себя, вопреки своим действительным нуждам, не замечая изменившихся условий. Тогда его лечение получается симптоматическим и бесконечным: можно бесконечно «наступать на горло собственной песне» и релаксировать, пытаясь снять «накопившийся стресс». Борьба со стрессом обречена на провал – это битва без победителя, потому что нет никакого стресса, с которым нужно было бы бороться.

Если человек научается прислушиваться к своим чувствам, состояниям, ощущениям, если выбирает себя, если ищет свои смыслы и действует в соответствии с ними, то стрессом ли он здесь управляет? Или он просто «адекватен ситуации», соответствует тому, что происходит с ним и в его жизни, живёт активно, инициативно – живёт творчески, созидательно?

Конечно, нельзя категорически отрицать того, что польза в особых способах снятия излишней напряжённости имеется. Как, например, есть своя польза и в симптоматической медицине: если у человека «раскалывается голова», то хорошо бы для начала просто облегчить его состояние, а потом уже лечить основное заболевание. Но всё же на одной симптоматической медицине «далеко не уедешь».

Способы снижения стресса (напряжения) без соответствующей психотерапии, направленной на поиск и изменение такого способа жить, который приводит к перенапряжению, будут иметь мало пользы. Это всё равно, что колотить грушу, выпуская пар. Польза, конечно, будет, и примерно такого же порядка, как польза от любых физических упражнений. Но к чему в этом случае нам говорить о способах «снятия стресса»? Не лучше ли говорить о физкультуре?

Психологи-мистики и психологи-маги

Итак, мы подходим к разговору о психотерапии и, в частности, об арт-терапии. Психотерапия, как и медицина, да и наука в целом, не является чем-то цельным и однородным. Взглядов на психотерапию существует много, и все они имеют право на существование, тем более, если опыт показывает полезность того или иного подхода. Индивидуальная и групповая психологическая работа может строиться на разных теоретических и методических подходах – в зависимости от решаемой психологом и клиентом задачи, а также от субъективного отношения самого психолога, то есть от того, какую психологическую школу он представляет, на какое описание психотерапевтического процесса, человека и его психики опирается.

Конкретный подход может быть эффективен для решения одной задачи и малоэффективен для другой (или при другой её постановке), ибо каждый подход ограничен положенными в его основу теоретическими и методологическими предпосылками (это обстоятельство справедливо не только для профессиональной деятельности, но и для жизни вообще: наши возможности в мире ограничены нашим собственным мировосприятием и мировоззрением).

В настоящий момент пока нет общепринятой теории психотерапии, и нет её, в общем-то, по одной причине, - потому что нет общепринятой теории человека. Науке пока что неизвестно – кто такой и что такое человек, и потому вариантов прочтения человека великое множество, и в частности того, что такое душа. Ведь психотерапия, строго говоря, означает – «лечение психе», то есть души.

В связи с этим существует огромное разнообразие школ, направлений и пониманий того, что же такое психотерапия. Я буду говорить с точки зрения своего понимания.

Всех психологов и психотерапевтов я бы условно разделил на две категории: «психологи-мистики» и «психологи-маги».

Уточню, что именно я понимаю в данном случае под мистикой и магией.

Мистика, греч. μυστικός – скрытое, тайное. Субъективное, личное внутреннее постижение природы, самого себя, бога через установление связи с объектом постижения с целью пребывания в единстве. Всякий мистический опыт – это опыт постижения и установления отношений.

Магия, лат. magia, греч. μαγεία. Этимология туманная, но по смыслу очень удобно сочетаемая со словами мочь, муж (тот, кто может), могущество («Кто может, тот и маг»). Объективное изучение природы, самого себя, бога с целью управления. Воздействие естественными или сверхъестественными способами. Всякий магический опыт – это опыт делания.

«Психологи-мистики» - это психологи и психотерапевты, которые ориентированы на то, чтобы клиент в процессе психотерапии обретал свой личный, глубоко субъективный опыт, связанный с определёнными переживаниями и смыслами. «Психологи-мистики» не занимаются изменением неблагоприятных симптомов (психокоррекцией, трансформацией) или их купированием (подавлением), как не занимаются и «изменением человека», считая такие попытки проявлением неуважения к человеку. Это не означает, что в процессе психотерапии не происходит каких-либо изменений (ведь сама психотерапия направлена на то, чтобы вызвать необходимые изменения), но усилия психотерапевтов направлены не на изменения как таковые, а на проявление, проживание и осознавание существующего.

«Психологи-мистики» помогают взаимодействовать с причинами симптомов и находить иные способы жить, в которых данные неблагоприятные симптомы человеку становятся ненужными. Психотерапия осуществляется путём взаимодействия с человеком.

К «психологам-мистикам» в большей мере относятся представители «гуманистических» направлений психотерапии и глубинной психотерапии (клиент-центрированная психотерапия, понимающая психотерапия, экзистенциальная психотерапия, логотерапия, гештальт-терапия, психоанализ, юнгианская терапия и пр.).

В «мистической психотерапии» большое внимание уделяется процессу общения и тому особому пространству совместности, которое возникает между психологом и клиентом в процессе терапии, принятию своих чувств и освоению иных способов самоосуществления.

«Психологи-маги» - это психологи и психотерапевты, которые ориентированы на управление состояниями и их изменение. Другими словами, они ориентированы на изменение человека. Если психотерапевт ведет речь о каком-либо «избавлении» (например, от стресса, от негативных эмоций, мыслей, проблем и пр.), то с большой долей вероятности он является «психологом-магом».

К «психологам-магам» в большей мере относятся психиатры, медицинские психотерапевты (как и медицина в целом) и клинические психологи, гипнологи, отчасти представители таких направлений, как бихевиоральная психотерапия и КБТ, НЛП, телесно-ориентированная терапия, а также представители различных псевдоэзотерических школ. Психотерапия в данном случае осуществляется путём воздействия на человека.

В «магической психотерапии» большое внимание уделяется различным методикам и психотехнологиям.

Конечно, это условное разделение, поскольку есть у этих двух категорий и много общего, тем более, что сейчас наблюдается «прорастание» различных направлений психотерапии друг в друга. Но, тем не менее, на каком-то уровне обобщения, такое разделение психотерапевтов, думаю, справедливо, поскольку у каждого психотерапевта можно выделить его ведущую профессиональную тенденцию.

Присутственная арт-терапия

как анти-технология

Вернёмся к теме интервью, с которым ко мне обратилась журналистка – «Как справиться со стрессом с помощью арт-терапии».

Арт-терапия, как практико-ориентированное направление психотерапии, существует в рамках той или иной школы психотерапии, поэтому арт-терапевты в своей работе опираются на весьма различные теоретические посылки. В связи с этим и практика арт-терапии весьма разнообразна: существует очень много различных арт-терапий.

Владимир Натаров