Найти в Дзене
Любопытный дилетант

Отчего косил, как заяц, саблезубый сумконос

Если взять в руки черепа травоядного и хищника, то, даже не имея ни всей остальной анатомии, ни даже зубов, мы всё же сможем их различить. Как правило, у травоядных глаза разнесены далеко друг от друга, на бока головы, а вот у хищников глаза наоборот, смотрят вперёд. А связаны эти особенности тем, что зрение хищника и травоядного предназначено для разных целей.

Гну нужен широкий обзор, чтобы вовремя заметить подкрадывающегося льва...
Гну нужен широкий обзор, чтобы вовремя заметить подкрадывающегося льва...

Тому, кто ест растения, в общем случае совершенно нет никакой нужды оценивать расстояния, еда и так всегда перед ним. Зато ему нужно широкое поле зрения, в идеале — 360°, чтобы вовремя заметить охотящегося хищника и убежать.

А вот льву по сторонам глазет некогда и незачем, ему нужно прыжок точно рассчитать.
А вот льву по сторонам глазет некогда и незачем, ему нужно прыжок точно рассчитать.

А вот охотнику совершенно нет нужды видеть, что там происходит у него с тыла — поймать там жертву он всё равно не сможет, а на него самого вряд ли кто покусится. Зато максимальная область бинокулярности зрения охотнику важна — одним глазом расстояние до жертвы не оценишь и прыжок точно не рассчитаешь.

Но из этого правила есть как минимум одно довольно любопытное, правда, вымершее, исключение. Глаза тилакосмила — сумчатого саблезубого тигра, обитавшего в плиоцене в Южной Америке, были расставлены в стороны чуть ли не как у зайца или коровы. Правда, австралийским сумчатым тилакосмил приходится очень отдалённой роднёй, а к кошкам и вовсе не имеет отношения, но учёным это не помешало заинтересоваться причинами такой странной анатомии.

Уже издали заметны странности с глазами...
Уже издали заметны странности с глазами...

То, что саблезубый ел мясо, сомнений не вызывает. Правда, исследования его зубов показали, что он был скорее падальщиком и подъедал за хищными нелетающими птицами фороракосами, но и для этого уметь оценивать расстояния совсем не помешало бы.

А вблизи и вовсе корова коровой, только рога почему-то во рту.
А вблизи и вовсе корова коровой, только рога почему-то во рту.

Однако, если судить только по устройству черепа, сектор бинокулярного зрения у тилакосмила был всего 35°, для сравнения, у кошки он составляет все 70°. Впрочем, места крепления мышц, управляющихглазами, внесли некоторые уточнения — судя по ним, тилакосмил был изрядно пучеглазым, что бинокулярность несколько увеличивало.

На черепе очень хорошо видны корни клыков аж до лба.
На черепе очень хорошо видны корни клыков аж до лба.

А вот почему и зачем всё же у него была такая странная анатомия — вопрос отдельный. Исследователи пришли к выводу, что всё дело в зубах — постоянно растущие сабельные клыки имели очень мощные корни, доходившие чуть ли не до лба. Разумеется, глазницам это мешало — они, как-никак, отверстия. И глазам пришлось потесниться в стороны. А в сторонах уже «другой хозяин есть» — жевательные мышцы. Так что для того, одновременно и дать место корням клыков, и не повреждать глаза при жевании, сумчатому пришлось «досрочно» по сравнению с приматами обзавестись закрытыми глазницами.

Так что, казалось бы, малозначительная черта — очень большие клыки, которые постоянно растут — почти полностью изменила череп, и животное стало выглядеть очень для нас экзотично — как очевидный хищник, но при этом с «травоядной» мордой.

Птицы
1138 интересуются