Найти тему
SkyRoutes

Зональная навигация (RNAV и RNP).

Оглавление

Поехали дальше:) сегодня о RNAV , ну без этого вообще никак, от слова совсем , нужно знать) приятного чтения, если что не понятно пишите обсудим

RNAV – area navigation (region navigation). Зональная навигация RNAV (Doc. 9613).

RNP – required navigation performance. Требования к точности зональной навигации.

Зональная навигация – метод навигации, позволяющий ВС выполнять полет по любой желаемой траектории в зоне действия:

· Наземных навигационных средств;

· Спутниковых навигационных средств;

· В пределах определяемых возможностями автономных средств навигации;

· Или все вышеперечисленные.

Впервые к полетам по правилам зональной навигации приступили в ВП государств членов ЕКГА (Европейская Конференция ГА).

ECAC – European civil aviation conference.

Conventional navigation – традиционная навигация (полет по воздушной трассе или в пределах ее ширины).

B-RNAV – basic region naw с RNP +/- 5 nm на ВТ.

Р-RNAV – region naw с RNP +/- 1 nm на ВТ, SID, STAR, TRANSITION, APCH (исключая заход после FA – заход на посадку).

В 2003 году ИКАО предложило свою концепцию зональной навигации под названием RNP (точнее взяло систему, принятую в США). После чего важно не перепутать:

· RNP – зональная навигация;

· RNP – критерий точности.

Так как существует всего 2 вида зональной навигации (RNAV и RNP), то существует 2 вида спецификаций.

Спецификация RNAV (Европа).

Навигационная спецификация, основанная на зональной навигации, которая не включает требования к контролю на борту за выдерживанием и выдаче предупреждений о несоблюдении характеристик, обозначаемая префиксом RNAV (RNAV 4, RNAV 5…).

Спецификация RNP (ИКАО).

Навигационная спецификация, основанная на зональной навигации, которая включает требования к контролю на борту за выдерживанием и выдаче предупреждений о несоблюдении характеристик, обозначаемая префиксом RNP (RNP 4, RNP APCH, RNP ARAPCH).

Оборудование зональной навигации:

· Маяки VOR DME (должны быть расположены на удалении ≤ 100 nm друг от друга);

· GNSS;

· FMS (flight management system);

· IRS (internal reference system).

Допуск к полетам по правилам зональной навигации.

К полетам по правилам зональной навигации допускает либо государство регистрации, либо государство эксплуатанта в лице уполномоченных органов в области ГА (в РФ – Росавиация). Допуск оформляется на бланке «operations specification» в соответствии с Приложением 6.

ВС утверждаются как для спецификации RNP, так и для RNAV.

ВС, утвержденное для спецификации RNP, не утверждается автоматически для RNAV с одноименной точностью (ее необходимо утверждать отдельно, т.к. требования спецификаций не одинаковы).

ВС, утвержденное для «RNP-1», автоматически не утверждается для «RNP-4» или «RNP-10» (их так же необходимо утверждать отдельно).

В спецификации RNAV не существует точностного критерия для конечного этапа захода на посадку (АФ) – используется «RNP» из спецификации RNP.

Планирование полетов.

ВС, допущенное к полетам по правилам зональной навигации, должно в поле 10 FPL внести букву «R».

RF – radius to fix. DF – direct to fix.

Иногда заход может выполняться по криволинейной траектории (RNP AR APCH).

Уведомление вручную или автоматически о квалификационной пригодности ВС к выполнению полета по:

· Воздушным трассам;

· Схеме (SID, STAR, Transition, APCH);

· Или в ВП вне трассы – FRA (free route airspace), предоставляется органам ОВД посредством FPL.

Фразеология RNAV.

UNEBLE (designation) DEPARTURE DUE RNAV TYPE – то есть нет допуска к требуемому типу RNAV RNP.

UNABLE (designation) DEPARTURE (reason – указать причину)

(aircraft call sign) UNABLE RNAV DUE EQUIPMENT – ухудшение характеристик или токаз оборудования.

(aircraft call sign) NEGATIVE RNAV – доклад пилота при отсутствии допуска на использование оборудования (нет спецификации) к полетам по RNAV.

RNP для SID и STAR = +/- 1 nm; RNP для конечного этапа:

RNP APCH = +/- 0,3 nm;

RNP AR APCH = +/- 0,3 ÷ 1 nm;

Зональная навигация PBN.

ИКАО создало исследовательскую группу RNP-SORCG, целью которой является согласование взаимосвязи между RNP и RNAV и разработка концепции PBN, которая позволит осуществить глобальное согласование существующих видов зональной навигации и их спецификаций и создать основу для согласования будущих операций на основе единой зональной навигации PBN.

В настоящее время целью PBN является согласование требования к продольным и боковым характеристикам (то есть 2D) для спецификации RNAV и RNP, а в будущем ожидается включение операций на основе 4D (то есть добавится еще и время).

Концепция PBN – это переход от зональной навигации, основанной на датчиках для update (GNSS, DME/DME, IRU (IRS), VOR/DME, IRS) к навигации, основанной на характеристиках датчиков (RNP).

Преимущества PBN:

a) Снижает потребность в техническом обеспечении основанных на конкретных датчиках маршрутов и схем, а так же связанные с эти расходы;

b) Устраняет необходимость разработки основанных на конкретных датчиках операций каждый раз, когда появляются новые навигационные системы, что было бы связанно с большими затратами;

c) Позволяет повысить эффективность использования ВП (организация маршрутов, топливная эффективность, снижение шума и т.д.);

d) Разъясняет, каким образом используются системы RNP и RNAV;

e) Упрощает для эксплуатантов процесс утверждения путем предоставления ограниченного набора навигационных сертификаций, предназначенных для глобального использования.

Зональная навигация в РФ.

Процедура зональной навигации в РФ введены в верхнем ВП (выше FL265) в океанических секторах Магаданского и Мурманского FIR и продолжение этих маршрутов на континентальной территории, а так же маршруты, по которым проходят основные потоки воздушного движения из Европы в Юго-Восточную Азию, Китай, Японию и обратно со следующими квалификационными спецификациями:

· RNAV-5 в ВП над территории РФ;

· RNAV-10в ВП за пределами РФ, где ответственность за ОВД несет РФ, и над территориями с низким уровнем инфраструктуры наземных навигационных средств.