Поехали дальше:) сегодня о RNAV , ну без этого вообще никак, от слова совсем , нужно знать) приятного чтения, если что не понятно пишите обсудим
RNAV – area navigation (region navigation). Зональная навигация RNAV (Doc. 9613).
RNP – required navigation performance. Требования к точности зональной навигации.
Зональная навигация – метод навигации, позволяющий ВС выполнять полет по любой желаемой траектории в зоне действия:
· Наземных навигационных средств;
· Спутниковых навигационных средств;
· В пределах определяемых возможностями автономных средств навигации;
· Или все вышеперечисленные.
Впервые к полетам по правилам зональной навигации приступили в ВП государств членов ЕКГА (Европейская Конференция ГА).
ECAC – European civil aviation conference.
Conventional navigation – традиционная навигация (полет по воздушной трассе или в пределах ее ширины).
B-RNAV – basic region naw с RNP +/- 5 nm на ВТ.
Р-RNAV – region naw с RNP +/- 1 nm на ВТ, SID, STAR, TRANSITION, APCH (исключая заход после FA – заход на посадку).
В 2003 году ИКАО предложило свою концепцию зональной навигации под названием RNP (точнее взяло систему, принятую в США). После чего важно не перепутать:
· RNP – зональная навигация;
· RNP – критерий точности.
Так как существует всего 2 вида зональной навигации (RNAV и RNP), то существует 2 вида спецификаций.
Спецификация RNAV (Европа).
Навигационная спецификация, основанная на зональной навигации, которая не включает требования к контролю на борту за выдерживанием и выдаче предупреждений о несоблюдении характеристик, обозначаемая префиксом RNAV (RNAV 4, RNAV 5…).
Спецификация RNP (ИКАО).
Навигационная спецификация, основанная на зональной навигации, которая включает требования к контролю на борту за выдерживанием и выдаче предупреждений о несоблюдении характеристик, обозначаемая префиксом RNP (RNP 4, RNP APCH, RNP ARAPCH).
Оборудование зональной навигации:
· Маяки VOR DME (должны быть расположены на удалении ≤ 100 nm друг от друга);
· GNSS;
· FMS (flight management system);
· IRS (internal reference system).
Допуск к полетам по правилам зональной навигации.
К полетам по правилам зональной навигации допускает либо государство регистрации, либо государство эксплуатанта в лице уполномоченных органов в области ГА (в РФ – Росавиация). Допуск оформляется на бланке «operations specification» в соответствии с Приложением 6.
ВС утверждаются как для спецификации RNP, так и для RNAV.
ВС, утвержденное для спецификации RNP, не утверждается автоматически для RNAV с одноименной точностью (ее необходимо утверждать отдельно, т.к. требования спецификаций не одинаковы).
ВС, утвержденное для «RNP-1», автоматически не утверждается для «RNP-4» или «RNP-10» (их так же необходимо утверждать отдельно).
В спецификации RNAV не существует точностного критерия для конечного этапа захода на посадку (АФ) – используется «RNP» из спецификации RNP.
Планирование полетов.
ВС, допущенное к полетам по правилам зональной навигации, должно в поле 10 FPL внести букву «R».
RF – radius to fix. DF – direct to fix.
Иногда заход может выполняться по криволинейной траектории (RNP AR APCH).
Уведомление вручную или автоматически о квалификационной пригодности ВС к выполнению полета по:
· Воздушным трассам;
· Схеме (SID, STAR, Transition, APCH);
· Или в ВП вне трассы – FRA (free route airspace), предоставляется органам ОВД посредством FPL.
Фразеология RNAV.
UNEBLE (designation) DEPARTURE DUE RNAV TYPE – то есть нет допуска к требуемому типу RNAV RNP.
UNABLE (designation) DEPARTURE (reason – указать причину)
(aircraft call sign) UNABLE RNAV DUE EQUIPMENT – ухудшение характеристик или токаз оборудования.
(aircraft call sign) NEGATIVE RNAV – доклад пилота при отсутствии допуска на использование оборудования (нет спецификации) к полетам по RNAV.
RNP для SID и STAR = +/- 1 nm; RNP для конечного этапа:
RNP APCH = +/- 0,3 nm;
RNP AR APCH = +/- 0,3 ÷ 1 nm;
Зональная навигация PBN.
ИКАО создало исследовательскую группу RNP-SORCG, целью которой является согласование взаимосвязи между RNP и RNAV и разработка концепции PBN, которая позволит осуществить глобальное согласование существующих видов зональной навигации и их спецификаций и создать основу для согласования будущих операций на основе единой зональной навигации PBN.
В настоящее время целью PBN является согласование требования к продольным и боковым характеристикам (то есть 2D) для спецификации RNAV и RNP, а в будущем ожидается включение операций на основе 4D (то есть добавится еще и время).
Концепция PBN – это переход от зональной навигации, основанной на датчиках для update (GNSS, DME/DME, IRU (IRS), VOR/DME, IRS) к навигации, основанной на характеристиках датчиков (RNP).
Преимущества PBN:
a) Снижает потребность в техническом обеспечении основанных на конкретных датчиках маршрутов и схем, а так же связанные с эти расходы;
b) Устраняет необходимость разработки основанных на конкретных датчиках операций каждый раз, когда появляются новые навигационные системы, что было бы связанно с большими затратами;
c) Позволяет повысить эффективность использования ВП (организация маршрутов, топливная эффективность, снижение шума и т.д.);
d) Разъясняет, каким образом используются системы RNP и RNAV;
e) Упрощает для эксплуатантов процесс утверждения путем предоставления ограниченного набора навигационных сертификаций, предназначенных для глобального использования.
Зональная навигация в РФ.
Процедура зональной навигации в РФ введены в верхнем ВП (выше FL265) в океанических секторах Магаданского и Мурманского FIR и продолжение этих маршрутов на континентальной территории, а так же маршруты, по которым проходят основные потоки воздушного движения из Европы в Юго-Восточную Азию, Китай, Японию и обратно со следующими квалификационными спецификациями:
· RNAV-5 в ВП над территории РФ;
· RNAV-10в ВП за пределами РФ, где ответственность за ОВД несет РФ, и над территориями с низким уровнем инфраструктуры наземных навигационных средств.