Найти в Дзене
Свободное время

Профессиональные идиоты как явление (в пьесах Чехова и в современном обществе)

«... Есть одна отрасль науки, знание которой должно быть обязательным для большевиков всех отраслей науки, — это марксистско-ленинская наука об обществе, о законах развития общества, о законах развития пролетарской революции, о законах развития социалистического строительства, о победе коммунизма. Ибо нельзя считать действительным ленинцем человека, именующего себя ленинцем, но замкнувшегося в свою специальность, замкнувшегося, скажем, в математику, ботанику или химию и не видящего ничего дальше своей специальности. Ленинец не может быть только специалистом облюбованной им отрасли науки, — он должен быть вместе с тем политиком-общественником, живо интересующимся судьбой своей страны, знакомым с законами общественного развития, умеющим пользоваться этими законами и стремящимся быть активным участником политического руководства страной. Это будет, конечно, дополнительной нагрузкой для большевиков специалистов. Но это будет такая нагрузка, которая окупится потом с лихвой. Задача партийной
«... Есть одна отрасль науки, знание которой должно быть обязательным для большевиков всех отраслей науки, — это марксистско-ленинская наука об обществе, о законах развития общества, о законах развития пролетарской революции, о законах развития социалистического строительства, о победе коммунизма.
Ибо нельзя считать действительным ленинцем человека, именующего себя ленинцем, но замкнувшегося в свою специальность, замкнувшегося, скажем, в математику, ботанику или химию и не видящего ничего дальше своей специальности.
Ленинец не может быть только специалистом облюбованной им отрасли науки, — он должен быть вместе с тем политиком-общественником, живо интересующимся судьбой своей страны, знакомым с законами общественного развития, умеющим пользоваться этими законами и стремящимся быть активным участником политического руководства страной.
Это будет, конечно, дополнительной нагрузкой для большевиков специалистов. Но это будет такая нагрузка, которая окупится потом с лихвой.
Задача партийной пропаганды, задача марксистско-ленинского воспитания кадров состоит в том, чтобы помочь нашим кадрам всех отраслей работы овладеть марксистско-ленинской наукой о законах развития общества."

Доклад товарища Сталина на XVIII съезде ВКП(б)

Последнее время часто сталкиваюсь именно с этим явлением «профессионального идиотизма».

Идио́т (от др.-греч. ἰδιώτης — «отдельный человек, частное лицо; несведущий человек») — слово это первоначально означало отдельную личность в противоположность государству. У древних греков И. преимущественно назывался тот, кто не принимал участия в государственных делах, т. е. с одной стороны частное лицо в противоположность государственному деятелю, с другой же стороны — несведущий человек, человек толпы в противоположность сведущему, посвященному, необразованный человек в противоположность образованному. Римляне разумели под идиотом незнающего, неопытного человека, невежду и бездарность в науках и искусствах. В настоящее время слово это обыкновенно употребляется для означения человека слабоумного, страдающего идиотизмом.

Идиот в Древней Греции — это гражданин полиса, живущий в отрыве от общественной жизни, не участвующий в общем собрании граждан полиса и иных формах государственного и общественного демократического управления. В разные исторические времена идиот — человек стремящийся прожить на обочине истории, без родства с ближним, без борьбы за добро и правду для всех (обычно радикально отличающуюся от пропагандируемой медиа борьбы «за все хорошее и против всего плохого»). Это любимый и наиболее податливый стройматериал для фашизма.

-2

Когда я имею ввиду "в последнее время», то подразумеваю анализ суммарно осознанного сочетания прочитанного, увиденного, наблюдаемого в обществе.
Раньше это для меня было неким парадоксом: как такое может быть человек-умник или умница в своей узкой специализации, с докторскими, профессорскими степенями, но в жизни, в реальности — совершенно неприспособленный профан, крайне непрактичный.

И вот, чем больше стали разбираться с марксизмом-ленинизмом, чем глубже вникать в суть не только отдельно взятых фактов отдельно взятых личностей, а как учат классики марксизма: в единстве, в целостности многообразного и противоречивого и в развитии, — всё стало вставать на свои места. И мир раскрылся по-иному в понимании наших русских классиков литературы, деятелей искусства и культуры, да и науки тоже. Стали понятны все метания, уважаемых нами деятелей творческой интеллигенции, которым мы слепо, с обожанием доверяли и за которыми пошли в 90-ые.

-3

Ведь именно их взяла на щит нарождающаяся новая буржуазия из числа партийной номенклатуры, бюрократии. Отнюдь не все они, представители интеллигенции, работники умственного труда были сознательными предателями советской власти.
Да, были мерзавцы, облагодетельствованные и обласканные советской властью тогда в СССР всеми премиями и привилегиями, и ставшие прислужниками и певцами буржуазной идеологии — как Талейран, слуга всех господ.
Были и растерявшиеся, на новой волне нёсшие чушь в массы, просто эмоционально уверовавшие, не разобравшиеся в происходившем, как и большинство народа.
И лишь очень, очень немногие понимали, что происходило, но ничего не могли поделать в своём меньшинстве, и все же продолжали до конца жизни делать своё дело честно, как коммунисты по сути, а не по наличию партбилета. Среди них были и актёры, и режиссеры, и спортсмены, и деятели науки. Примеры и фамилии, пожалуй, я приводить не стану, все их высказывания есть в интернете.

Почему же пришло решение написать эту статью? Вовсе не от того, что хочется пройтись по интеллигенции.

-4

Вышеуказанную цитату т. Сталина цитирую давно, но вот просто назидательствовать настроения не было, а тут недавно случилось посмотреть телевизионную постановку Товстоногова чеховского «Дяди Вани» БДТ и всё, — сложилось острое понимание, что необходимо писать и говорить об этом. До этого прочитанные «Братья Ершовы» В. Кочетова, «Лезвие бритвы» И. А. Ефремова, да и многое другое слились в единую картину.
Это сугубо моё мнение, но пьесы, написанные для постановок, конечно, всё же лучше смотреть, раз есть у нас такая возможность, будь они от Антона Павловича или от Александра Островского. Речь пойдёт не об игре актёров, режиссуре, о любовной линии или идеалистических терзаниях, и пр. Я не литературный критик и не претендую на звание оного.

Ведь «профессиональный идиотизм» одного из главных героев, профессора Серебрякова в том и состоит, что он жил на средства имения, принимал это как само собой разумеющееся для себя и не отдавал себе отчёт в том, как это доставалось, не понимал и знать не хотел откуда у него средства, от каких трудов; дело обычное для барина. Ну понятно, бар крестьяне не заботили, но свои, свои родные?!
Он регулярно получал средства от управляющего имением родственника Ивана Петровича Войницкого, брата покойной первой жены Серебрякова (это было её имение, как приданое). Имение управлялось дядей Ваней и его, Серебрякова, дочкой.
Оно бы и ничего, если бы в один прекрасный момент, руководствуясь своими идеалистическими представлениями и эгоизмом, он не заявил о своём решении продать имение, вложить вырученные средства в неизвестно какие акции, ни разу не задумавшись о том, как будут жить те, кто жил в этом имении, куда они пойдут. Ведь это не просто среда их обитания, их дом, — это ещё и средство, с помощью которого все эти люди, люди благородного звания получали пропитание и средства на жизнь для себя и Серебрякова. В нем не было и нет «дурно направленной воли», злого умысла, а есть только потрясающая душевная глухота, позволявшая ему долгие годы принимать жертвенное служение дяди Вани, как должное, без всякого чувства благодарности.

Вот так, походя, в один момент, он мог разрушить жизни всех тех, кто его обеспечивал, кто его боготворил, кто зачитывался его брошюрами, но в то же время тех, кто без него мог прожить, а вот он без них нет. Да и себя, и свою молодую жену он подвергал риску банкротства от призрачной аферы с акциями. Но нет, он любил только себя, чванился своим профессорством, требовал уважения к себе, сострадания и жалости — этакий нарцисс. Ведь из контекста пьесы видно, что человек он ни в чём не разбиравшийся толком, ничего из себя не представляющий. Да и научные работы его, как оказалось, были полным пшиком.
Человек, ничего не смысливший в экономике, постоянно брюзжащий и ненавидящий всех и вся, высокомерно относившийся к окружающим, придумал вложить средства в акции, даже не понимая в какие, по какому принципу, критерию он выбирал бы те самые акционерные общества. Как же наивны его абстрактные идеи, фантазии о прибыльности, благодаря рентному доходу от акций вместо стабильных и конкретных доходов от добротного имения без долгов (что достигнуто было трудами дяди Вани). Вся его жизнь строилась на материальном фундаменте, созданном теми, кто трудился в имении, на них он опирался, без них, без имения Войницких, усилий дочери, Телегина и крестьян ему не на что было бы жить и чудить в столицах.

Кстати, Илья Ильич Телегин стал приживалой не по собственной воле, нет, когда-то имение, в котором он служил, такой же барин продал, а купившие новые хозяева милостиво соизволили разрешить ему доживать в нём свой век, принося посильную пользу.

Серебряков, Сонечка и дядя Ваня (постановка Кончаловского)
Серебряков, Сонечка и дядя Ваня (постановка Кончаловского)

Именно поэтому кульминация пьесы в этом неистовом бунте дяди Вани, ведь у него перед глазами уже был пример Телегина и такого конца жизни дядя Ваня для себя не хотел. Это вопль его души, прозревшего, переосмыслившего свою жизнь человека, обслуживавшего всю жизнь чужие интересы, которого вот-вот выбросят на помойку жизни:

«Ты погубил мою жизнь... По твоей милости я истребил, уничтожил лучшие годы своей жизни! Ты мой злейший враг!»

И чем же закончился этот бунт? Да обычной рефлексией интеллигента — от мыслей о суициде к безвольному:

«Разыграть такого дурака: стрелять два раза и ни разу не попасть!».

Профессор Серебряков с женой уезжают, а дядя Ваня, следуя уговорам домашних, покорно прощается с ним:

«Ты будешь аккуратно получать то же, что получал и раньше. Все будет по-старому».

И он, как и прежде, вместе с любимой племянницей Соней садится за работу и, щелкая на счетах, безрадостно подсчитывает:

«И старого долга осталось два семьдесят пять... Масла постного 20 фунтов... гречневой крупы...».

Пьеса заканчивается сонечкиным монологом в духе идеализма, её утешительной философией, что где-то там в ином мире, когда-нибудь им всем будет хорошо и об отдыхе в загробной жизни, и о «небе в алмазах».

Кто из них, обитателей имения, заявил протест, был готов бороться за то, чтобы имение не продавали? Ведь они не просто в этом больше заинтересованы, у них нет других средств для жизни, им некуда пойти. Казалось бы, должна была возмутиться Сонечка — это же её приданое, оно ей принадлежит после смерти матери, ей входить в новую жизнь, кому же нужна бесприданница? Но нет.

Войницкая (постановка Кончаловского)
Войницкая (постановка Кончаловского)

Старая Войницкая Мария Васильевна, вдова тайного советника, мать первой жены профессора, рискующая остаться на улице или в богадельне, с обожанием взирает на Александра и укоряет дядю Ваню за дерзость. А ведь это они некогда приняли Серебрякова в семью, выдав свою дочь за него замуж и отдав за ней имение в приданое, казалось бы кому бы и возмутиться в первую очередь, как не ей? но обожание слепо.

Взрыва дяди Вани хватило лишь на стихийную ярость и возмущение, на протест, но не на борьбу…

Серебряков (постановка Кончаловского)
Серебряков (постановка Кончаловского)

Этот интеллигент-профессор Серебряков, вовсе не безобидный тип, — с умыслом или без умысла, он душит вокруг себя всё живое, идёт по головам, вокруг него образуется зловонное, душное, скучное болото, где всё зациклено на нём и его капризах и все изнывают от его окружения. Ведь недаром упоминается о 26 комнатах имения, где все задыхаются, им всем тесно. И облегчение все испытывают лишь при отъезде профессора. Но ведь угроза следующего такого припадка «продать имение» остаётся, как и остаться не удел.

Мы изрядно увлеклись пьесой, но возвращаемся к цитате товарища Сталина, к взаимосвязи между ней и пьесой Чехова. Ведь только марксизм-ленинизм даёт нам полное понимание устройства общества в целом, во всём его многообразии, с его противоречиями и взаимосвязями в его развитии. Это наука, а не догма, это руководство к действию, к познанию того, как всё в мире устроено на научной базе, стыках множества наук, культур, традиций. И не учитывая чего-то одного, выбрасывая что-либо из целого, какой бы ты ни был профессор или академик в своей науке, ты вполне можешь быть «профессиональным идиотом». Не от того ли сегодня многие деятели науки не просто обслуживают интересы правящей буржуазии, но они бросаются, то в религиозное мракобесие, то в метафизический материализм, а то и просто в субъективный идеализм, думая, что это безобидные вещи?

Говоря о настоящих ленинцах, т. Сталин говорил о настоящих гражданах нового общества, о новой советской интеллигенции, целесообразно служащей трудовому народу и обществу в целом, а это невозможно без понимания цельной, полной картины устройства этого самого общества нового типа любым деятелем науки или культуры.
Сталин говорил об обязательном овладении знанием о законах развития общества не формально, не схоластически, а со знанием дела, отмечал трудности в изучении, но убеждал, что это окупится с лихвой. А что может быть ценнее как несовершенная ошибка целым обществом, страной?

-8

Большевиками, в их лучшие годы, был взят курс на создание сверхлюдей, способных одновременно преуспеть в физике, в стихосложении, в истории, в спорте — ЧЕЛОВЕК новой эпохи, эпохи коммунизма.

К сожалению, мы знаем, что догматизм и начётничество выхолостили марксизм-ленинизм для изучающих. И, в итоге мы получили много учивших в школах, институтах марксизм-ленинизм, но очень мало знавших и понимавших суть марксизма-ленинизма, что привело к контрреволюции, к ревизии капитализма в нашей стране. И этот экзамен не выдержала прежде всего интеллигенция, обязанная нести науку и знания в массы, а так как сама ими не владела, по сути, оказалась безграмотной или уже становилась вражеской.

В какой-то мере советская интеллигенция общества нового типа была создана, но была крайне неустойчива в массе своей, и настоящих коммунистов среди неё было так мало. Но, именно о них и писали советские писатели. Потому и упомянуты герои Ефремова и Кочетова, потому что в них показаны прообразы новых деятелей интеллигенции: врач, инженеры, художник, режиссёр, актер, — они находятся в стыке с непосредственным производством, с трудящимися, старающимися овладеть всей полнотой и массой знаний для реальной жизни.

-9

Итак, профессиональный кретинизм (или профессиональная идиотия) – это не обидный ярлык, не оскорбление, а термин из социологии, введённый Марксом и перекочевавший затем в психологию. Профессиональный кретинизм – это замыкание на собственной профессии, когда индивид отказывается видеть картину мира в целом, ограничиваясь происходящим на рабочем месте. Профессиональный кретинизм порождает людей, «хорошо знающих только свою профессию, ограниченный ею и не участвующих в жизни общества».

А сегодня намеренное развитие профессиональной идиотии – это один из краеугольных камней современных буржуазных систем образования, когда обучающемуся в основном передаются навыки, необходимые для конкретной профессии. Широта кругозора, развитое логическое мышление, разносторонние фундаментальные знания считаются излишними. Зачем?!

-10

В итоге возникает идеальный винтик системы, производитель и потребитель в одном лице, чьё мировоззрение можно легко сформировать спущенными сверху шаблонными стереотипами, заменяющими недостающие знания — рекламой, госпропагандой, массовой культурой, блогерами и соцсетями под финансовым контролем власти.

И сегодня люди, никогда раньше не интересовавшиеся ни политикой, ни историей, ни логикой общественных процессов, вдруг проснулись под ракетами, взрывами мин и снарядов.

@ Феникс

Будем благодарны вам за помощь в распространении марксизма-ленинизма и издании книг. Мы издаём серию книг «Основное в ленинизме», учебник для кружков «Наука побеждать» и художественную литературу. Книги можно купить или скачать бесплатно на нашем сайте. Чтобы скачать книги бесплатно: заходите на наш сайт, и кликайте на слово "книги" в тексте "О магазине" на главной странице.

В данный момент мы ищем верстальщика. Если вы готовы нам помочь, напишите, пожалуйста в комментариях.

Приглашаем к сотрудничеству авторов, корректоров и просто грамотных и внимательных людей, желающих вычитывать Ленина для последующей публикации серии «Основное в ленинизме».

Купить и заказать книги В.И. Ленина из серии "Основное в ленинизме можно тут

Сборник "Стихи о Ленине"

Сборник "Батум"

Сборник "Чего же ты хочешь?"

Брошюра "В помощь товарищу. Справься со стрессом, овладей эмоциями, научись эффективному общению"

Бесплатно скачать брошюру можно здесь

Курс коммунизма для начинающих "Наука побеждать"

Учебное пособие "Научный социализм"

Учебное пособие "ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ и ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ"

Книга "Краткая история будущего"

Книга "Марксизм-ленинизм эпохи диктатуры пролетариата"

Пройти опрос группы "Свободное время"

Следить за нашими публикациями удобнее по подписке, поэтому, если вы еще не подписались, подписывайтесь на наш канал, а также читайте и смотрите другие интересные материалы на наших каналах тут:

наш опрос

наш канал в Telegram

нашканал в Youtube

наш канал на Rutube

канал в VK

наш сайт