Найти в Дзене
О моделизме

Лучшее конструкторское бюро СССР по проектированию истребителей. История длиной более 80 лет за 5 минут

Всем привет! Начинаем серию публикаций про самолеты КБ МиГ, которые Вы можете собрать и поставить на полку. История КБ начинается с 1939 года, когда из состава КБ (Поликарпова) завода Авиахима было выделено опытное КБ под руководством Микояна, заместителем стал Гуревич. И они продолжили работу над истребителем Поликарпова И-200. По некоторым данным, процесс выделения отдельного КБ происходил в тот момент, когда Поликарпов находился в месячной командировке в Германии, на авиационном заводе. И по своему возвращению он был очень удивлен, таким положением дел. Вот уже более 80 лет ОКБ МиГ занимается разработкой и производством истребителей, которые стоят на вооружении не только в России, но и во многих других странах. Ниже приведен список основных моделей, которые были разработаны КБ за все время: Далее, вкратце, рассмотрим каждую модель, а модификации будем рассматривать уже в других публикациях с привязкой к моделям. Первенец ОКБ МиГ, который был передан на доработку вместе с выделением
Оглавление

Всем привет!

Начинаем серию публикаций про самолеты КБ МиГ, которые Вы можете собрать и поставить на полку. История КБ начинается с 1939 года, когда из состава КБ (Поликарпова) завода Авиахима было выделено опытное КБ под руководством Микояна, заместителем стал Гуревич. И они продолжили работу над истребителем Поликарпова И-200.

По некоторым данным, процесс выделения отдельного КБ происходил в тот момент, когда Поликарпов находился в месячной командировке в Германии, на авиационном заводе. И по своему возвращению он был очень удивлен, таким положением дел.

Вот уже более 80 лет ОКБ МиГ занимается разработкой и производством истребителей, которые стоят на вооружении не только в России, но и во многих других странах.

Ниже приведен список основных моделей, которые были разработаны КБ за все время:

  • МиГ-1 (И-200)
  • Миг-3
  • МиГ-9
  • Миг-15
  • Миг-17
  • МиГ-19
  • МиГ-21
  • МиГ-23
  • Миг-25
  • МиГ-27
  • МиГ-29
  • МиГ-31
  • МиГ-35

Далее, вкратце, рассмотрим каждую модель, а модификации будем рассматривать уже в других публикациях с привязкой к моделям.

МиГ-1 (И-200)

Первенец ОКБ МиГ, который был передан на доработку вместе с выделением отдельного КБ. Выпуск данной модели был небольшим, около 100 самолетов.

Первый летный прототип был построен в марте 1940 года, но в связи с новыми требованиями от октября 1940 года и результатами госиспытаний требовалось произвести определенный ряд доработок.

После устранения всех замечаний, разработчик создал новую модификацию, обозначенную МиГ-3 - в серийном производстве он сменил предшественника в декабре 1940 года.

К этому моменту, в войска уже поступило 89 моделей МиГ-1.

МиГ-3

-2

Результат глубокой модернизации своего предшественника. Увеличение дальности полета до 1000 км, путем установки дополнительного бака.

Различные способы изменения вооружения и его расположения не смогли капитально увеличить огневую мощь истребителя.

Выпуск МиГ-3 продолжался не долго, в декабре 1941 года, было принято решение о том, что не рационально иметь одновременно три разных типа одномоторных истребителей. Поскольку в первых боях лучше всего себя проявили истребители Яковлева, их и решили оставить.

Выпуск продолжался до тех пор, пока на заводе оставались детали и узлы, затем завод был перепрофилирован на массовое производство штурмовиков Ильюшина.

За все время было построено 3172 истребителя, которые показали хорошие результаты в частях ПВО. Полки, вооруженные МиГ-3, сыграли неоценимую роль в защите Москвы и Ленинграда от вражеских бомб. Пилоты МиГ-3 из частей ПВО за годы войны сбили 710 вражеских самолетов.

МиГ-9

-3

Еще в 30-е годы прошлого столетия начались работы по разработке турбореактивного двигателя, но война внесла свои коррективы. И уже после окончания войны, пользуясь трофейными документами и своими наработками с новой силой принялись к созданию реактивных истребителей.

Уже в конце декабря 1945 года был закончен и передан на заводские летные испытания первый опытный И-300. Первый полет самолет выполнил 24 апреля 1946 года.

Было выпущено 604 серийных истребителя МиГ-9, которые преимущественно эксплуатировались в ВВС Советского Союза, хотя небольшое количество поставлялось в Китай в качестве учебно-тренировочных.

Производство МиГ-9 получившего в НАТО кодовое обозначение "Fargo", прекратили в 1948 году, когда был готов более совершенный МиГ-15.

МиГ-15

-4

В марте 1946 года конструкторам изложили требование о создании реактивного истребителя с околозвуковой скоростью. Выполнить это задание было возможно, только используя в конструкции стреловидное крыло.

Первый опытный образец поднялся в воздух 30 декабря 1947 года. МиГ демонстрировал в целом хорошие характеристики и был прост в управлении.

Ровно через год после создания опытного образца, первый серийный МиГ-15 поднялся в воздух.

Хотя советские заводы выпускали МиГ-15 сотнями, требовались дополнительные производители. Таким образом было организованно лицензионное производство истребителей МиГ-15 в Польше и Чехословакии, а также нелицензионное в Китае.

В целом было построено , по крайней мере, 7500 МиГ-15 (по другим данным всего построено 15560 МиГ-15, из них в СССР - 11073).

МиГ-17

-5

МиГ-17 рассматривается как самолет, строившийся на стыке дозвуковой и сверхзвуковой эпох. Однако МиГ-17 по праву занимает достойное место в истории авиации.

Разработки начались в начале 1949 года, и 14 января 1950 года первый летный образец поднялся в воздух. Испытания показали, что по скорости новая машина превосходит своего предшественника, однако провести замеры всех характеристик не успели - 17 марта произошла катастрофа.

В 1951 году были построены еще два прототипа, одновременно являвшихся головными серийными машинами.

Всего было построено порядка 8800 и-17. В 1960-е годы МиГ-17 оставался самым массовым самолетом Фронтовой авиации СССР, в тренировочных частях эти машины эксплуатировались до конца 1970-х годов и даже в самом начале 1980-х.

МиГ-19

-6

После окончания войны началось активное развитие реактивной авиации. И порой глубокая модернизация какого-нибудь прототипа являлась следующим прототипом, пример МиГ-15 и МиГ-17.

Но в конце 1940-х годов ОКБ Микояна приступило к проектированию и созданию совершенно нового истребителя, который в 1954 году пошел в серию с наименованием МиГ-19.

От предыдущих моделей остался лобовой воздухозаборник двигателя и рычажная подвеска шасси. При этом, в данном прототипе задние стабилизаторы стали цельноповоротными и разместили их уже на фюзеляже.

МиГ-19 - самолет, который в горизонтальном полете смог преодолеть скорость звука, и на нем был установлен национальный рекорд скорости - 1651 км/ч.

МиГ-21

-7

Стреловидное или треугольное? Такой вопрос встал у инженеров при создании нового истребителя - МиГ-21.

Основным требованием к данному самолету было - большая скорость. Поэтому при создании было установлено упрощенное бортовое оборудование, минимальное вооружение и минимальный запас топлива. И, да, на данном истребителе было реализовано треугольное крыло.

В итоге, первые модификации получали расположение целей с земли, но в последствии бортовое оборудование было заменено.

МиГ-21 стал рекордсменом по количеству выпущенных истребителей после Великой Отечественной войны, был принят на вооружение в 56 странах.

И в некоторых странах до сих пор стоит на вооружении, правда после глубоких модернизаций, которые включают в себя практически всю систему навигации, наведения и вооружения.

В дополнение, хочется отметить, что именно на МиГ-21 отрабатывались некоторые узлы, включая и особенности треугольного крыла, для первого советского пассажирского сверхзвукового самолета Ту-144.

МиГ-23

-8

Высокие летные данные, надежность, неприхотливость в эксплуатации и удачная конструкция - это все про Миг-23, самолет, который пришел на замену МиГ-21 и состоял в большом количестве на вооружении в СССР и почти во всех союзных ему странах.

МиГ-23 стал одним из первых истребителей в советской авиапромышленности с крылом изменяемой стреловидности. Эта конструкция помогла конструкторам реализовать поставленные перед ними задачи, а именно взлет и посадку с коротких ВВП, нести вооружение большей массы и при высоких скоростях сохранять хорошую управляемость.

За время выпуска МиГ-23, прототип получил много модификаций, а в последующем, не смотря на выпуск более современных истребителей, таких как МиГ-29 и Су-27 продолжал и продолжает эксплуатироваться во многих странах мира и по сегодняшний день.

МиГ-25

-9

Законодатель "авиационной моды" на несколько десятков лет вперед, так можно сказать про МиГ-25, в котором впервые была реализована двухдвигательная двухкилевая схема с боковыми совковыми воздухозаборниками и трапецевидным крылом умеренной стреловидности.

Разработки шли одновременно по созданию истребителя-перехватчика и истребителя разведчика. Данная модель должна была преодолевать большие расстояния на высоте 25000 м со скоростью 2,5-3 Маха.

При создании, инженеры столкнулись с проблемой теплового барьера, некоторые части самолета при длительном полете на сверхзвуковой скорости, как показали расчеты, могли нагреваться до 300℃.

Традиционный дюраль, который использовался при постройке ранее, такие температуры выдержать не мог, поэтому было принято решение делать самолет из стали, и вместо заклепок использовать сварку. Был вариант использовать титан, но из-за его дороговизны пришлось отказаться.

Оба прототипа МиГ-25П (перехватчик) и МиГ-25Р (разведчик) успешно прошли государственные испытания и в 1972 году были приняты на вооружение ВВС.

МиГ-27

-10

Далее, истребитель-штурмовик МиГ-27.

В годы Великой Отечественной войны штурмовая авиация себя хорошо зарекомендовала и в Советском Союзе она была самая многочисленная. К сожалению, после окончания войны в развитии отечественной штурмовой авиации наступил застой.

В 1956 году было принято решение о упразднении штурмовой авиации, но уже в 1957 году поняли ошибочность принятого решения и началось создание истребительно-бомбардировочной авиации (ИБА).

Основной задачей нового истребителя была поддержка сухопутных войск с воздуха, для этого скорость должна была быть меньше сверхзвуковой. Для решения поставленной задачи Микояновцы за основу взяли МиГ-23БМ.

Изменение носовой формы для расположения автоматического стрелкового прицела, для точного бомбометания, пуска НАР и стрельбы с горизонтального полета и пикирования. Также в носовой части расположили прицельно-навигационный комплекс.

В серийное производство ударный истребитель поступил в 1973 году, а в феврале 1975 года обозначение МиГ-23БМ заменили на МиГ-27.

Известно, что на данный момент в некоторых странах данные самолеты модернизируются и продолжают дальше эксплуатироваться.

МиГ-29

-11

Истребитель 4 поколения, который до сих пор находится на вооружении ВС России, а так же во многих других странах.

Истребитель построен по так называемой интегральной аэродинамической схеме - в этом случае фюзеляж и крыло самолета образовывали единый несущий корпус, что обеспечивает меньшее аэродинамическое сопротивление и большую подъемную силу при полете на больших углах атаки.

Разработка истребителя началась в 70-е годы прошлого столетия, а в 1982 году после прохождения испытаний началось серийное производство. За время использования данного истребителя он подвергся большому количеству доработок и модернизаций.

На данный момент последняя модернизация МиГ-29 в последствии получила обозначение МиГ-35.

Распад Советского Союза, проблемы с финансированием были тяжелыми для ОКБ, но они это преодолели и продолжают функционировать.

МиГ-29 остается одним из лучших легких сверхманевренных истребителей, и мы можем наблюдать за возможностями этой машины на авиашоу, потому что, именно на этих машинах, нашу страну представляют пилоты АГВП "Стрижи".

МиГ-31

-12

Истребитель-перехватчик МиГ-31 серийно выпускается с 1977 года.

За основу данного самолета был взят МиГ-25, но чтобы не говорили МиГ-31 совершенно новая машина по философии боевого применения, по аэродинамике, двигателям и составу бортового вооружения.

Модификация МиГ-31ДЗ получила систему дозаправки в воздухе, что позволяет выполнение поставленных задач длительное время находясь в воздухе.