Найти в Дзене
ПОД СТУК

Тепловоз под контактной сетью. Зачем ему там ездить, если электровоз гораздо эффективнее?

Оглавление

Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! На электрифицированных железнодорожных путях нередко можно увидеть такую картину, когда по этим самым путям, под контактным проводом, вполне себе уверенно едут тепловозы. У кого-то явно это хоть раз вызывало вопрос, мол почему так происходит, если при наличии контактного провода грузовые или пассажирские вагоны гораздо эффективнее перевозить при помощи электровозов. В этой статье расскажу.

Автор: Iridium
Автор: Iridium

Если вы видите под контактной сетью магистральный тепловоз

Если с маневровыми тепловозами (ТЭМ18, ЧМЭ3 и другие) всё более менее понятно, однако про них ещё будет слово ближе к концу статьи, то вот на магистральных тепловозах (2ТЭ116, 2ТЭ10, 2ТЭ25КМ и так далее) остановимся поподробнее.

Вообще, на самом деле, всё весьма просто - если вы видите тепловоз на электрифицированных железнодорожных путях, то, скорее всего, это связано с тем, что этот самый тепловоз либо приехал оттуда, где нет контактной сети, либо также направляется туда, где её нет.

Автор: ZMatveev116
Автор: ZMatveev116

Например, во многих городах, электрификация большинства направлений заканчивается там, где располагается самая дальняя станция, до которой ездят электрички. Как правило, это примерно 150 - 200 километров от города.

За примерами далеко ходить не надо. Скажем, в, казалось бы, огромном городе Санкт-Петербурге, на Балтийском направлении, электрификация заканчивается на станции Луга, что в 130 километрах от города. С Витебским направлением ситуация аналогичная - контактная сеть заканчивается в Оредеже, что уже в 120 километрах. И это, причём, не какие-то там малодеятельные линии.

Скриншот с openrailwaymap. Синим обозначена электрификация постоянным током 3кВ, а чёрным - неэлектрифицированные пути.
Скриншот с openrailwaymap. Синим обозначена электрификация постоянным током 3кВ, а чёрным - неэлектрифицированные пути.

Поэтому, ради этих самых 120 - 130 километров, банально, не очень то и эффективно производить операции по смене тепловоза на электровоз и обратно.

Помимо этого, тепловозы могут стоять в голове «вертушек» - это грузовые составы, которые следуют по одному и тому же маршруту, скажем состав из цистерн от нефтеперерабатывающего завода в порт и обратно, либо состав из думпкаров, следующий от какого-нибудь каменного карьера до бетонного завода и обратно. Большая часть пути таких поездов может проходить и под контактной сетью, а вот подъезды на предприятия электрификации могут и не иметь.

Автор: Матвей Разгоняев
Автор: Матвей Разгоняев

Ситуация, когда под контактной сетью маневровый тепловоз

Здесь, в принципе, ситуация уже куда более понятная. Дело в том, что маневры (формирование и расформирование поездов, для чего вагоны перемещаются в пределах станции, переставляются с одного пути на другой) - это неотъемлемая часть работы железной дороги.

Автор: Vertel
Автор: Vertel

Однако, на больших станциях, отдельные пути или даже целые парки путей остаются неэлектрифицированными (так как в этом банально нет необходимости). По этой причине, там могут работать только тепловозы. Но, тем не менее, часто бывает такое, что маневровый тепловоз перемещает вагоны с неэлектрифицированного пути на электрифицированный.

Ну и вот когда тепловоз оказывается на электрифицированном пути, можно задаться тем самым вопросом, которому посвящена эта статья. Теперь, надеюсь, я на этот вопрос дал понятный ответ.

Для удобства подписчиков в Телеграме создан канал, объединяющий несколько Дзен-каналов (в том числе и мой) по теме транспорта. С его помощью вы можете не только быстрее увидеть новые статьи, но и найти канал в случае автоматической отписки, что иногда бывает. Рекомендую подписаться!
-6