Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! На электрифицированных железнодорожных путях нередко можно увидеть такую картину, когда по этим самым путям, под контактным проводом, вполне себе уверенно едут тепловозы. У кого-то явно это хоть раз вызывало вопрос, мол почему так происходит, если при наличии контактного провода грузовые или пассажирские вагоны гораздо эффективнее перевозить при помощи электровозов. В этой статье расскажу.
Если вы видите под контактной сетью магистральный тепловоз
Если с маневровыми тепловозами (ТЭМ18, ЧМЭ3 и другие) всё более менее понятно, однако про них ещё будет слово ближе к концу статьи, то вот на магистральных тепловозах (2ТЭ116, 2ТЭ10, 2ТЭ25КМ и так далее) остановимся поподробнее.
Вообще, на самом деле, всё весьма просто - если вы видите тепловоз на электрифицированных железнодорожных путях, то, скорее всего, это связано с тем, что этот самый тепловоз либо приехал оттуда, где нет контактной сети, либо также направляется туда, где её нет.
Например, во многих городах, электрификация большинства направлений заканчивается там, где располагается самая дальняя станция, до которой ездят электрички. Как правило, это примерно 150 - 200 километров от города.
За примерами далеко ходить не надо. Скажем, в, казалось бы, огромном городе Санкт-Петербурге, на Балтийском направлении, электрификация заканчивается на станции Луга, что в 130 километрах от города. С Витебским направлением ситуация аналогичная - контактная сеть заканчивается в Оредеже, что уже в 120 километрах. И это, причём, не какие-то там малодеятельные линии.
Поэтому, ради этих самых 120 - 130 километров, банально, не очень то и эффективно производить операции по смене тепловоза на электровоз и обратно.
Помимо этого, тепловозы могут стоять в голове «вертушек» - это грузовые составы, которые следуют по одному и тому же маршруту, скажем состав из цистерн от нефтеперерабатывающего завода в порт и обратно, либо состав из думпкаров, следующий от какого-нибудь каменного карьера до бетонного завода и обратно. Большая часть пути таких поездов может проходить и под контактной сетью, а вот подъезды на предприятия электрификации могут и не иметь.
Ситуация, когда под контактной сетью маневровый тепловоз
Здесь, в принципе, ситуация уже куда более понятная. Дело в том, что маневры (формирование и расформирование поездов, для чего вагоны перемещаются в пределах станции, переставляются с одного пути на другой) - это неотъемлемая часть работы железной дороги.
Однако, на больших станциях, отдельные пути или даже целые парки путей остаются неэлектрифицированными (так как в этом банально нет необходимости). По этой причине, там могут работать только тепловозы. Но, тем не менее, часто бывает такое, что маневровый тепловоз перемещает вагоны с неэлектрифицированного пути на электрифицированный.
Ну и вот когда тепловоз оказывается на электрифицированном пути, можно задаться тем самым вопросом, которому посвящена эта статья. Теперь, надеюсь, я на этот вопрос дал понятный ответ.
Для удобства подписчиков в Телеграме создан канал, объединяющий несколько Дзен-каналов (в том числе и мой) по теме транспорта. С его помощью вы можете не только быстрее увидеть новые статьи, но и найти канал в случае автоматической отписки, что иногда бывает. Рекомендую подписаться!