В общем, я считаю, что целью нашего существования является поиск счастья и удовлетворённости. Даже с буддийской точки зрения, когда мы ведём речь о четырёх факторах, способствующих счастью, или удовлетворённости, то первые два связаны с обретением радости и счастья в мирских понятиях и не учитывают абсолютные религиозные или духовные устремления, такие как освобождение и просветление. Первые два фактора имеют отношение к радости и счастью в нашем условном, обыденном понимании. Для того чтобы мы в большей мере испытали этот уровень счастья, ключевым моментом является состояние нашего ума. Однако есть разнообразные факторы, способствующие обретению такого рода счастья. Например, это хорошее здоровье, которое также считают одним из условий, необходимых для счастливой жизни. Ещё один фактор — это накапливаемое нами материальное благосостояние. В относительном плане мы считаем это источником радости и счастья. Третий фактор — это наличие друзей или спутников жизни. Мы условно признаём, что, для радости и счастья в жизни, нам также нужен круг друзей, которым мы доверяем и с которыми близки.
Итак, всё это действительно можно назвать источниками счастья, но, чтобы в полной мере использовать их с целью обретения счастливой и полной довольства жизни, самое главное — это состояние нашего сознания. Если в глубине души мы пылаем к кому-то ненавистью или сильным гневом, это разрушает наше здоровье, и, таким образом, лишает нас одной из причин счастья. Даже если у нас полно материальных благ, когда нас переполняют сильные чувства гнева или ненависти, у нас может возникнуть желание выкинуть из окна все наши вещи, либо их разбить или уничтожить. Поэтому нет никакой гарантии, что лишь одно богатство может дать нам желанную радость или удовлетворённость. Подобным образом, когда нас охватывает сильный гнев или ненависть, даже наш близкий друг кажется холодным и далёким, или же нас раздражает.
Всё это говорит о том, что состояние нашего ума определяет наши эмоции — радость и счастье, либо несчастье. Поэтому, даже если не принимать в расчёт практику Дхармы, даже с мирской точки зрения, говоря о повседневном существовании, чем спокойнее наш ум, тем больше у нас возможности наслаждаться счастливой и радостной жизнью.
Однако мы не должны путать спокойствие ума с полностью бесчувственным, апатичным состоянием, например, с прострацией или опустошённостью. Это противоположно покою или умиротворённости сознания.
Истинный покой ума коренится в любви и сострадании.
В этом также задействован высший уровень чувствительности… До тех пор пока нам недостаёт внутренней дисциплины, покоя, сколько бы у нас ни было внешних условий, они никогда не принесут нам желанного ощущения радости и счастья. С другой стороны, если мы обладаем этим внутренним качеством, то есть, покоем ума, некоторой его устойчивостью, то, даже при отсутствии внешних условий, которые обычно считаются необходимыми для счастливой и радостной жизни, мы всё равно обретём счастье.
Исследовав, каким образом в нас возникают гнев или ненависть, мы поймём, что в целом это происходит, когда нас кто-то обижает, плохо к нам относится, или когда наши ожидания не оправдываются. Если в момент порождения гнева мы тут же внимательно исследуем, каким образом он овладевает нашим умом, то у нас появится чувство, что он приходит нам на помощь, в качестве некоего защитника или друга, который поможет нам одержать победу или отомстить обидчику. Итак, гнев или ненависть мы расцениваем как самозащиту. Но в действительности это всего лишь иллюзия. Это крайне омрачённое состояние ума.
Чандракирти говорит во Вступлении в Мадхьямику, что можно оправдать жесткий ответ на применение силы, если месть каким-то образом помогает другой стороне, либо предотвращает причинение дальнейшего вреда. Но, если вред уже нанесён, физический или иной, это уже не исправить. Тогда месть уже никоим образом не сможет уменьшить или предотвратить вред или ущерб — всё уже случилось.
С другой стороны, если мы реагируем на ситуацию отрицательно, вместо того чтобы отнестись к ней терпимо, от этого у нас не только сразу же возникнут нежелательные последствия, но также и породятся негативные эмоции, которые станут зёрнами будущих проступков. С буддийской точки зрения, последствия своей мести может испытать только тот, кто её совершил, — в будущей жизни. Поэтому данная личность не только не получит от этого непосредственное благо, но и пострадает в дальнейшем.
Однако если с кем-то обошлись очень плохо, и никто ничего не сказал или не сделал, это может крайне неблагоприятно повлиять на обидчика. Подобная ситуация требует противодействия. В таких обстоятельствах мы, в силу сострадания к обидчику и без гнева или ненависти, вероятно, можем занять позицию силы и принять жёсткие меры. В действительности, один из обетов бодхисаттвы — это жёсткое противостояние в определённых случаях. И, если бодхисаттва не делает этого, когда того требует ситуация, — это нарушение одного из его обетов.
В дополнение к этому, как указано во Вступлении в Мадхьямику, ненависть не только приводит к падению в низшие миры в будущих жизнях, но ещё, в момент возникновения сильного гнева, сколько бы мы ни пытались выглядеть достойно, наше лицо становится уродливым. На нём появляется неприятное выражение, и мы источаем враждебную энергию. Другие люди это чувствуют и воспринимают так, словно из наших ушей буквально выходит пар. Даже не только люди, но и другие существа, например, животные, будут пытаться нас избегать, когда мы охвачены гневом.
Ненависть приводит к немедленным результатам. Во-первых, из-за неё человек внешне сразу же становится безобразным. Во-вторых, когда у нас возникают сильные чувства гнева и ненависти, они берут власть над большей частью нашего мозга, то есть, полностью лишают нас способности выносить суждения о добре и зле, а также о краткосрочных и долговременных последствиях наших поступков. Эти функции просто отключаются, мы словно сходим с ума. Таковы неблагие последствия гнева и ненависти. Когда мы размышляем о вредоносности и пагубности гнева и ненависти, то осознаём необходимость избавиться от подобных эмоциональных взрывов.
Богатство ничем не поможет нам спастись от губительных последствий гнева и ненависти, даже если мы миллионеры. Мы всё равно будем подвержены разрушительным влияниям этих эмоций. Образование также не может гарантировать нам защиту от таких последствий. И законодательство нас не спасёт. Даже ядерное оружие, какой бы изощрённой ни была система обороны, не убережёт нас от этих последствий.
Единственным фактором, который может дать защиту от последствий гнева и ненависти, является практика терпимости и терпения.
— Далай-лама XIV. Из книги "Исцеление от гнева".