В одном из красивейших мест испанских Пиренеев, недалеко от французской границы спрятался давно покинутый вокзал, один из самых интересных в Европе, и не только архитектурой, но и историей.
Это вокзал Канфранк у подножия перевала Эстивьеллас.
Время остановилось здесь почти 90 лет назад.
Но сначала все было прекрасно. Вокзал построили по соглашению между Испанией и Францией, заключенному в 1904 году, в 1928 году открыли железную дорогу. Со стороны Испании присутствовали король Альфонсо XIII, генерал Примо де Ривера, со стороны Франции президент Думерж.
Однако в 1931 году случился сильный пожар, который начался в вестибюле и быстро перекинулся на библиотеку. Библиотека на вокзале, представьте себе!
Во время Второй Мировой войны нацисты использовали пути для перевозки вольфрама, необходимого для танков.
Позже армия Франко замуровала пути, чтобы сделать невозможным сообщение с Францией и бегство из Испании несогласных.
Через несколько лет частично пути восстановили, но в 1970 году поезд сошел здесь с рельсов, обрушив мост Л'Эстанг. На этом станцию закрыли окончательно.
В 2002 году вокзал включили в перечень объектов культурного интереса, и задумались о его восстановлении, преобразовании в отель, строительстве новой станции, музея и центра паломников на знаменитом пути Святого Якова - СантЯго.
Почему музей?
Стратегическим местом во время войны вокзал стал не только для нацистов. Позже сюда приходил "поезд свободы", в течении нескольких лет перевозя 15 000 еврейских беженцев, спасавшихся от Холокоста.
Провинциальная комиссия по культурному наследию начала восстановление более чем 75 дверей и всего фасада, основанного на французской дворцовой архитектуре XIX века, а также зданий, окружающих станцию: каретного двора, почты, склада.
Долгое время сюда приезжали любители "пугающих заброшек", место оставляло жуткое впечатление, но при этом было невероятно красиво.
Но теперь вокзал-призрак возрождается к жизни.
15 апреля 2021 года первые пассажиры прибыли из Сарагосы на новую железнодорожную станцию Канфранк. На станции уже есть крытый вокзал, лифт, зал ожидания и подземный переход, первая очередь которого завершена.
Второй этап реконструкции начался в июне прошлого года и продлится 15 месяцев, в ходе которого центральное здание будет отремонтировано под гостиницу.
Главной идеей восстановления стало сохранение символичных мест старого вокзала, чтобы новые путешественники смогли почувствовать дух этого необычного места.
Об уникальном мадридском вокзале, утопающем в тропической зелени, я рассказывала год назад.