СТИХИЯ ОГОНЬ. И ЧУТЬ-ЧУТЬ О НАЦИОНАЛЬНОЙ КУХНЕ...
Как же без этого! Не стану рассказывать здесь как готовится настоящая алтайская кровяная колбаса (кан), но вот про чеген конечно же стоит упомянуть. Чеген – это национальный кисломолочный напиток, известный ещё со времён Чингисхана. Его делали из кислого молока, заквашенного - О Боже! - копченой копчиковой костью лошади или копченой жилой (учук) лошади, коровы или овцы. Далее напиток стоял у тёплого очага и благополучно сквашивался часа два, а каждый, кто проходил мимо не забывал его встряхивать. Потом жена наливала чеген в специальный кожаный сосуд прекрасной формы с рожками, который называется тажуур. Глава семейства привязывал тажуур к седлу, вскакивал на коня и уезжал по своим мужским делам. За время пути тажуур постоянно трясся, и чеген в нём тоже и вдобавок дополнительно сквашивался на солнце. В рожках тажуура при этом оседала закваска, что давало возможность, когда чеген заканчивался, попросить у любой хозяйки свежего молока, налить его в тажуур и ехать себе дальше. Домашняя закваска из рожек попадала в молоко и через какое-то время в тажууре опять образовывался новый чеген. Чудеса да и только😊
Если чеген варить около 2 часов, то получится алтайский сыр – курут – древнейший сыр кочевников, который, вероятно, придумали ещё скифы, так как этот сыр был найден в гробнице «Укокской прицессы». Сыр на вкус кислый и твёрдый, на любителя, но очень питательный и полезный, так как содержит много витамина С и хорошо влияет на работу щитовидной железы. Курут едят скотоводы, когда перегоняют стадо с одной стоянки на другую, и не имеют возможности остановиться и перекусить, иначе стадо разбежится.
Их мясных продуктов на Алтае очень популярно мясо алтайского оленя – марала. Оно часто употребляется вяленым, имеет мягкий вкус, довольно приятное и питательное. Раз зашла речь о марале, скажу о нём несколько слов. Марал – алтайский олень, очень красивое и сейчас уже редкое во всём мире животное. На Алтае же оно прижилось и прекрасно разводится, но совсем не из-за вкусного мяса. Всё дело в чудодейственных оленьих рогах, точнее – в молодых рожках – пантах, целебные свойства которых были известны с незапамятных времён. Панты маралов в зимний период – мягкие, покрытые нежной бархатистой кожей и пронизаны кровеносными сосудами. Рога растут очень быстро – в апреле-мае марал может нарастить до 1,5 метров рогов. При их снятии маралы боли не испытывают, так как внутри пантов нет нервных окончаний. Так что при этой процедуре оленям ничего не угрожает, кроме стресса, поскольку по природе эти животные очень пугливые. Затем панты варят, и вот эта вода имеет целебные свойства, которые оказывают невероятное омолаживающее действие на весь организм человека. Курс таких оздоровительных ванн может увеличить продолжительность жизни на несколько лет. Маралов на Алтае разводят в специальных маральниках, при которых часто есть мини-гостиницы с оздоровительными центрами, где можно хорошо отдохнуть и подлечиться. Ещё из рожек делают качественную пантовую косметику, которую также можно привезти с Алтая в качестве подарка себе и близким.
Но вернёмся к еде! Вкусными представителями алтайских десертов являются баурсак и чок-чок. Баурсак – алтайский хлеб, очень похожий на пончики. Этот хлеб на Алтае ели всегда. Пресное или дрожжевое тесто раскатывается в колбаску, от которой отделяются небольшие кусочки и обжариваются в кипящем масле. Можно сделать сладкий вариант, например, обсыпать сахарной пудрой. Баурсак – распространённое блюдо у тюркских народов, например, у татар оно также является национальным продуктом.
А вот Чок-чок – местная изюминка. Эта питательная сладость представляет собой шарики из ячменной муки грубого помола (талкан), смешанной с мёдом и сливочным маслом. Часто в эту смесь добавляют кедровые орешки и обваливают всё в той же муке талкана. Несмотря на простоту рецепта, чок-чок – вкусное и питательное лакомство, которое на Алтае знают и любят все, особенно дети. Мы даже проводили в своей туристической группе «вечер изготовления чок-чока». Надо ли говорить, что все получили невероятное удовольствие, как по части повышения своего кулинарного мастерства, так и гастрономическое 😊.
К слову сказать, еда на Алтае очень простая, но питаются алтайцы достаточно сбалансированно. Поздней осенью и зимой – основная пища – это жирное мясо, а вот весной и летом – это овощи, орехи, рыба и всё те же кисломолочные продукты.
И как же не упомянуть про настоящий алтайский мёд! Пасеки здесь повсюду, особенно много их в Чемальском районе, где рельеф местности и солнечный климат позволяют использовать природные ресурсы максимально полно. Мы приехали в гости к замечательным хозяевам широко известной в узких кругах «Пасеки № 13». Здесь всё настолько хорошо и уютно устроено, что мы буквально потеряли счёт времени. Хозяева старались и провели нам интересную экскурсию, накормили мёдом и напоили такой вкусной медовухой, которую мы все скопом набрали с собой в неограниченном количестве, и она ещё долго радовала нас своим солнечным вкусом, хотя мы уже были так далеко от первоначальной точки нашего путешествия.
А как вкусны и полезны алтайские травяные чаи. Кажется, на Алтае растут все целебные травы, какие только есть в природе. Я думаю, что местные жители – все без исключения потомственные травники, которые знают про растения всё. Иначе и быть не может. Побывав на Алтае, попробовав всевозможные настои и сборы, состав которых забывается через 5 минут, долго не хочется возвращаться к нашим привычным «элитным» чаям. Поэтому все стараются привезти отсюда частичку ароматного луга вместе с запахом лета, солнца, хорошего настроения и Бог весть чего ещё!
(продолжение следует).