Найти тему
severok1979

Что мы знаем о первой аэрофотосъёмке Таймырского полуострова

В попытках обнаружить точные сведения о первом самолёте, приземлившемся в районе современного Норильска, наткнулся на информацию об арктическом перелете уникального германского дирижабля LZ 127 «Граф Цеппелин». Данный перелет являлся масштабной международной научно-исследовательской экспедицией.

Сам дирижабль 1928 года постройки на то время был самым совершенным в мире, став одним из символов своей эпохи, обозначаемой сейчас историографическим термином Interbellum.

Изображение из свободного доступа в сети Интернет
Изображение из свободного доступа в сети Интернет

Поверьте мне на слово - огромный сигарообразный корпус, медленно и величаво плывущий в поднебесье поражал и волновал воображение современников.

Чтобы не перегружать читателя общедоступными характеристиками, для наглядности прилагаю несколько слайдов.

Особо прошу присмотреться к данному слайду. Просто сравните длину и диаметр дирижабля LZ 127 «Граф Цеппелин» (длинна 236,6 м, диаметр 30,5 м) с длинной Ан-225, Боинга и Аэробуса - на слайде они даны в едином масштабе!

Изображение из свободного доступа в сети Интернет
Изображение из свободного доступа в сети Интернет

Итак, 25 июля 1931 года. Дирижабль "Граф Цеппелин" появился над Корпусным аэродромом в Ленинграде.

Фото из ЖЖ https://ikuv.livejournal.com
Фото из ЖЖ https://ikuv.livejournal.com

А уже 26—30 июля 1931 года LZ 127 с научными целями пролетел над значительной частью советской Арктики по маршруту Архангельск, Земля Франца-Иосифа, Северная Земля, Мыс Челюскин, Диксон, Новая Земля, Архангельск, произведя при этом подробную аэрофотосъёмку.

Схема полёта LZ 127. Обратите внимание на участок маршрута, пролегающий над Таймырским полуостровом.

Изображение из свободного доступа в сети Интернет
Изображение из свободного доступа в сети Интернет

Для того, чтоб лучше понять какими техническими возможностями для ведения аэрофотосъёмки, располагал экипаж дирижабля, прилагаю несколько фотографий центра исторической части Ленинграда, снятых с борта дирижабля.

Советский Союз был представлен научной группой из четырех человек. Сейчас, пожалуй, из них большинство вспомнит Эрнеста Кренкеля - радиста из четвёрки папанинцев. Профессора Рудольф Самойлович (руководитель советской группы) и Павел Молчанов впоследствии были арестованы и умерли в заключении, а вот инженер Фёдор Ассберг и радист Кренкель прожили долгую жизнь.

Изображение из свободного доступа в сети Интернет
Изображение из свободного доступа в сети Интернет

К сожалению, дирижабль пролетел значительно севернее будущего Норильского промышленного района, но, тем не менее можно с достаточной степенью уверенности утверждать, что первая аэрофотосъёмка полуострова Таймыр была выполнена в июле 1931 года с борта дирижабля LZ 127 «Граф Цеппелин»!

Далее выкладываю фотографии июля 1931 года. За точность подписей не ручаюсь, так как они являются переводом с немецкого языка.

1. Таймыр. Вид с воздуха на болотистую местность. Во многих районах вода чередуется с зарослями деревьев.

Фото из ЖЖ https://humus.livejournal.com
Фото из ЖЖ https://humus.livejournal.com

2. Таймыр. Вид с воздуха на ледники горной цепи Бырранга.

Фото из ЖЖ https://humus.livejournal.com
Фото из ЖЖ https://humus.livejournal.com

3. Таймыр. Формирующийся ледниковый ландшафт.

Фото из ЖЖ https://humus.livejournal.com
Фото из ЖЖ https://humus.livejournal.com

4. Таймыр. Вид с воздуха на район озера Таймыр.

Фото из ЖЖ https://humus.livejournal.com
Фото из ЖЖ https://humus.livejournal.com

5. Таймыр. Вид с воздуха на тундровый ландшафт на озере Таймыр.

Фото из ЖЖ https://humus.livejournal.com
Фото из ЖЖ https://humus.livejournal.com

6. Таймыр. Обзор местности к западу от озера Таймыр.

Фото из ЖЖ https://humus.livejournal.com
Фото из ЖЖ https://humus.livejournal.com

7. Таймыр. Тундровый пейзаж.

Фото из ЖЖ https://humus.livejournal.com
Фото из ЖЖ https://humus.livejournal.com

Для сведения прилагаю таблицу движения дирижабля. С позиций сегодняшнего дня непривычно, что расстояния, сравнимые с протяженностью многих современных авиаперелётов, покрываются со скоростью обычного автомобиля!

Изображение из свободного доступа в сети Интернет
Изображение из свободного доступа в сети Интернет

Судьба аэрофотоснимков Советской Арктики, сделанных в ходе экспедиции, оказалась непростой.

Разрешая этот полет, советское правительство договорилось с Германией, что материалы аэросъемки, выполненной с LZ 127, будут переданы СССР. 29 июля 1931 года дирижабль направился в сторону Ленинграда. Дирижабль пролетел над Арктикой по замкнутой петле 13 200 километров, однако полёт закончился довольно неожиданным финалом - посадка в Ленинграде свелась к минимуму, материалы, наработанные экспедицией, переданы не были и «Граф Цеппелин» проследовал в Германию. Немецкой стороной было заявлено, что все пленки испорчены во время обработки, потому материалы для передачи советской стороне просто отсутствует.

Истина выяснилась в 1945-м году, после разгрома нацистской Германии. В провинции Мекленбург в архивах специального разведывательно-информационного центра «Раумкоппель» было обнаружено свыше 250 тысяч географических карт разных районов земного шара, архив содержал более 50 тысяч документальных фотографий районов, интересовавших немецкую разведку. Здесь же в целости и сохранности хранились материалы экспедиции дирижабля «Граф Цеппелин».
«Исключительно научная экспедиция», как писали в тридцатых годах газеты Германии и Советского Союза, позволила Германии организовать разведывательную операцию на советской территории. На основе собранных материалов немецкие гидрографы и картографы уточнили лоции и создали новые карты Арктического побережья, именно на основе этого картографического материала корабли и подводные лодки «Кригсмарине» в годы Второй мировой войны проводили боевые операции на Северном морском пути и минировали прибрежные воды!

Тем, кто хочет более детально ознакомиться с ходом этой интереснейшей арктической экспедиции, могу порекомендовать книгу:

Изображение из свободного доступа в сети Интернет
Изображение из свободного доступа в сети Интернет

Дирижабль в Арктике / инж. Ф. Ф. Ассберг, радист Э. Т. Кренкель, участники полета в Арктику на дирижабле ; [автор предисловия Н. Семашко]. - Москва ; Ленинград : Госмашметиздат, 1933. - 88 с., 1 л. карт. : ил. - 6000 экз. .

ОГЛАВЛЕНИЕ КАНАЛА severok1979 ЗА 2019-2023 ГОДЫ:

Полное оглавление канала severok1979 за 2019 год

Полное оглавление канала severok1979 за 2020 год

Полное оглавление канала severok1979 за 2021 год

Полное оглавление канала severok1979 за 2022 год

Полное оглавление канала severok1979 за 2023 год