Найти тему
Библиотекарь

Диагноз: маловерие

Как будто из области психотерапии внезапно этот термин всплыл на поверхность и покачиваясь, неторопливо направился в сторону, куда несло его течение. Как будто специально, он сопровождает суда нашей жизни и не дает увидеть всю картину в целом, заслоняя собой горизонт, то и дело врываясь в чертоги души, где бьется в истерике вера и надежда, где они кричат к уму и сердцу, пытаясь достучаться до здравого смысла, а порой и наперекор ему звонят во все колокола и обращают внимание на малозаметные путевые столбы, где память может выдать многочисленные опыты и события проявления веры, независимой от внешних обстоятельств и форм существования. И тем не менее - маловерие становиться преобладающей формой бытия и выносит свой диагноз.

Все началось за три часа до рассвета. Кораблик с двенадцатью путниками мирно плыл по тихой глади озера, известного своим беспокойным нравом. Двенадцать, закаленных в ежедневных занятиях рыболовством человек, зная о ретивости и неукротимости нрава озера, в этот момент спали себе облокотившись о борта лодки, и как ни пытались быть готовы к внезапному шторму, но так и не могли никогда к нему привыкнуть.

Ветер налетел как всегда неожиданно, с востока и с запада, вырываясь из многочисленных пещер на берегу и встречаясь на середине, всей своей массой и яростью вызывая волны и грозя разметать все, что попадалось ему на пути. Появившись за три часа до рассвета, он застигнул врасплох спящих в лодке, включая и Учителя, мирно дремавшего на корме, на самом почетном и удобном для сна месте.

Ветер поднял волны, перешел в шторм и обрушился на одинокую посудину на середине Генисаретского озера.

Евангелия по-разному интерпретируют это событие, подчас соединяя в одно, там где фигурирует шторм. Иисус, идущий по волнам, или спящий на корме. Трудно сейчас сказать, было ли это разными эпизодами или это одно и тоже, но суть отрывка не в хронологии и четкой передаче всех нюансов, дело даже не в деталях происшествия, а в очередном уроке веры, где ученики опять опростоволосились и выставили себя как обычные люди, поступающие по привычной схеме, исходя из своего опыта и знаний.

Впервые слово "маловерный" и его греческий аналог (ὀλιγόπιστοι" - olegopistoi) появляется в Нагорной проповеди, в месте, куда собралось множество народа послушать новоявленного Учителя, который в свою очередь призывал слушателей брать уроки веры в мире природы и животных.

"Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту [хотя] на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры"! (Mф. 6:26-30)

Предпосылкой для проповеди стали слова - "не беспокойтесь о завтрашнем дне" и служили своего рода основанием не для беззаботной жизни, но о непрекращающейся заботе Божьей о каждом человеке, знающим нужду и понимающим, как никто другой беспокойства и страхи человеческие.

Слово "маловерный" и его греческий аналог меня лично навели на идею о сопричастности с психотерапией, где похожее слово, особенно его первая часть (olego) говорят о недостаточной доле чего-либо, в данном случае веры, а то и полной ее отсутствии. В Новом Завете слова "маловерный" и "неверный" синонимы, и речь не просто о неверности, а скорее о полном отсутствии веры, как таковой.

Проводя анализ словоупотребления, можно обнаружить, как в разных Евангелиях один и тот же эпизод по-разному характеризуется. Например, Лука цитируя слова Иисуса, говорит о неверии. "Тогда Он сказал им: где вера ваша? Они же в страхе и удивлении говорили друг другу: кто же это, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему"? (Лук. 8:25), Матфей, вспоминая драму на Галилейском море упоминает "маловерие", что и создает полную картину, где "маловерие" и "неверие" стоят на одном уровне и эквивалентны.

Я как человек, очень хорошо понимаю учеников. Они в момент разбушевавшегося шторма действовали исходя из своего опыта. Они были рыбаки, и не раз оказывались в подобной ситуации. Это совершенно естественно для человеческой психики. Но была одна проблема, которая их возмутила и побудила к громким упрекам в адрес Учителя, спавшего и не проявляющего никакой активности, в момент, когда угроза жизни становилась столь явной и доходила до уровня гибельного и опасного.

- "Учитель, неужели Тебе нужды нет"? - кричали они между попытками вычерпать воду из лодки, и пытаясь сохранить плавучесть среди бушующих волн, захлестывавших слабые борта и норовящей утопить всех без исключения.

- "Учитель, погибаем!" - кричали они, метаясь с черпаками, путаясь в ногах друг у друга, прилагая максимум усилий, чтобы остаться в живых.

Это были справедливые упреки и по-человечески всё было так, как если бы я сам там оказался.

Учитель проснулся, и просто повелел волнам и ветру замолчать. А потом произнес фразу, разом утихомирившую всех, и вместе с тем, заставившею крепко задуматься о природе веры.

"...Но Он, встав, запретил ветру и волнению воды; и перестали, и сделалась тишина. Тогда Он сказал им: где вера ваша"? (Лук. 8:24-25)
ridero.ru

Если желаете поддержать канал в это непростое время, буду очень благодарен. Сбер: 4276 2200 1586 0243