Вальдорфская педагогика - особое направление, которое связано с идеей гармоничного развития ребёнка. Идёт развитие не только интеллектуальных способностей ребенка, но и его духовных возможностей и порывов. Каждого ученика уважают как личность.
Цель вальдорфской педагогики — развить природные способности каждого ребенка и укрепить веру в собственные силы, которая понадобится ему во взрослой жизни.
Историческая справка
Данное направление возникло в 1919 году в Германии. И было разработано не для детей с особенностями развития или детей высшего слоя общества. Эта программа появилась для обычных детей фабричных рабочих одной немецкой табачной компании - «Вальдорф Астория» (отсюда и название). Родители были недовольны качеством образования (дети просто зубрили материал, не учась его применять и не развивая свои способности), и владелец компании решил изменить положение - он пригласил педагога из Австрии - Рудольфа Штайнера, который и написал образовательную программу.
Эта школа - основоположник социальной образовательной справедливости: могут учиться дети разного социального статуса, способностей и талантов.
Через какое-то время школы "вальдорфского типа" стали распространятся по Германии, а потом и по всему миру.
Сегодня в мире открыто более тысячи вальдорфских школ (из них почти два десятка – в России) и около двух тысяч детских садов, работающих на основе этой педагогической методике.
Суть вальдорфского образования
Вальдорфская школа — это школа для ребенка и про ребенка. Создаются максимально комфортные условия для ребенка.
Основные положения:
- уважение к детству и его "культ";
- учет физиологических и психических особенностей детей на каждом возрастном этапе;
- наличие "классного учителя" (ведет все предметы, становится моральным авторитетом и духовным ориентиром) до 7 класса;
- отсутствие баллов и оценок за работы (выставляются только тем, кто хочет перейти в традиционные учебные заведения) - учитель в конце четверти/года пишет характеристику на ребёнка и его деятельность. Достижения каждого индивидуальны.
- отсутствие стандартных учебников и программ. Основные знания передаются через личность педагога, через его истории и таланты.
- отсутствие современных технологий: телевизоров, компьютеров, телефонов и смарт-досок;
- использование природных материалов;
- преподавание иностранного языка со второго класса с помощью погружения в языковую стихию;
- каждый учебный день начинается с большого "главного" урока длительностью 1 час 40 минут (какой-то один школьный предмет).
- последние годы обучения обязательно содержат в программе производственную (ремесленную) и социальную практику (организуется в медицинских учреждениях, домах престарелых и др.);
- акцентирование на народном творчестве и культуре;
- большое количество занятий, подчеркивающих связь человека с природой (ученики ухаживают за животными и растениями, немало времени проводят на свежем воздухе);
- циклический ритм обучения: активная деятельность чередуется с пассивной;
- вовлеченность родителей;
- наличие особенных предметов - эвритмия и рисование формы.
Эвритмия
- Эвритмия (с греческого «прекрасный ритм», «прекрасное движение») — это новый вид искусства, основанный на закономерностях речи и музыки и являющийся одним из способов выражения поэтического и музыкального содержания в пластике и пространстве.
Эвритмия — искусство соединения движения, света и музыки.
Чтобы ознакомиться с таким искусством, можно посмотреть данные видео:
- Эвритмические композиции 8-х классов Московской Вальдорфской школы им. А.Пинского, 2019
- Eurythmie "Die vier Jahreszeiten" Sommer 3
Рисование формы
- Рисование форм — один из уникальных предметов, преподаваемых в начальных классах вальдорфской школы, но практически неизвестный за ее пределами, хотя направлен он на развитие в детях основополагающих качеств, таких как способность восприятия и концентрации, чувство гармонии, сила формообразования и — как следствие — живое мышление.
Стык рисования и каллиграфии.
Рисование форм можно трактовать:
- как подготовку к письму;
- как начала геометрии (геометрического рисования);
- как художественную деятельность (изобразительное искусство).
Для ознакомления можно посмотреть данное видео "открытого урока":
Подводя итог
Вальдорфская педагогика - однозначно гуманное и высокодуховное направление, где с трепетом и большим уважением относятся к детям. Для тех, кому не важны оценки, кто питает большую любовь к природе и искусству, данная школа скорее всего подойдет.
Тем детям, которые любят точные науки: математика, физика, и тем, кто рассматривают возможность дальнейшего обучения по техническим специальностям возможно получение разочарования от такой педагогики.
Все дети разные, у всех свои желания и потребности. У каждого ребенка есть свой талант и свой путь. Выбор воспитательной методики остаётся только за родителями.
А как вы думаете, подходит ли такая система для современных детей ? Отдали бы своего ребенка в такую школу ?