Найти тему
Эксперт собаку съел

Вальдорфская система: воспитание природой против новых технологий

Оглавление

Вальдорфская педагогика - особое направление, которое связано с идеей гармоничного развития ребёнка. Идёт развитие не только интеллектуальных способностей ребенка, но и его духовных возможностей и порывов. Каждого ученика уважают как личность.

Цель вальдорфской педагогики — развить природные способности каждого ребенка и укрепить веру в собственные силы, которая понадобится ему во взрослой жизни.

Историческая справка

Данное направление возникло в 1919 году в Германии. И было разработано не для детей с особенностями развития или детей высшего слоя общества. Эта программа появилась для обычных детей фабричных рабочих одной немецкой табачной компании - «Вальдорф Астория» (отсюда и название). Родители были недовольны качеством образования (дети просто зубрили материал, не учась его применять и не развивая свои способности), и владелец компании решил изменить положение - он пригласил педагога из Австрии - Рудольфа Штайнера, который и написал образовательную программу.

Эта школа - основоположник социальной образовательной справедливости: могут учиться дети разного социального статуса, способностей и талантов.

Через какое-то время школы "вальдорфского типа" стали распространятся по Германии, а потом и по всему миру.

Ян Стен «Школа для мальчиков и девочек», 1670
Ян Стен «Школа для мальчиков и девочек», 1670

Сегодня в мире открыто более тысячи вальдорфских школ (из них почти два десятка – в России) и около двух тысяч детских садов, работающих на основе этой педагогической методике.

Суть вальдорфского образования

Вальдорфская школа — это школа для ребенка и про ребенка. Создаются максимально комфортные условия для ребенка.

Основные положения:

  • уважение к детству и его "культ";
  • учет физиологических и психических особенностей детей на каждом возрастном этапе;
  • наличие "классного учителя" (ведет все предметы, становится моральным авторитетом и духовным ориентиром) до 7 класса;
  • отсутствие баллов и оценок за работы (выставляются только тем, кто хочет перейти в традиционные учебные заведения) - учитель в конце четверти/года пишет характеристику на ребёнка и его деятельность. Достижения каждого индивидуальны.
  • отсутствие стандартных учебников и программ. Основные знания передаются через личность педагога, через его истории и таланты.
  • отсутствие современных технологий: телевизоров, компьютеров, телефонов и смарт-досок;
  • использование природных материалов;
  • преподавание иностранного языка со второго класса с помощью погружения в языковую стихию;
  • каждый учебный день начинается с большого "главного" урока длительностью 1 час 40 минут (какой-то один школьный предмет).
  • последние годы обучения обязательно содержат в программе производственную (ремесленную) и социальную практику (организуется в медицинских учреждениях, домах престарелых и др.);
-3
  • акцентирование на народном творчестве и культуре;
  • большое количество занятий, подчеркивающих связь человека с природой (ученики ухаживают за животными и растениями, немало времени проводят на свежем воздухе);
  • циклический ритм обучения: активная деятельность чередуется с пассивной;
  • вовлеченность родителей;
  • наличие особенных предметов - эвритмия и рисование формы.

Эвритмия

  • Эвритмия (с греческого «прекрасный ритм», «прекрасное движение») — это новый вид искусства, основанный на закономерностях речи и музыки и являющийся одним из способов выражения поэтического и музыкального содержания в пластике и пространстве.
-4

Эвритмия — искусство соединения движения, света и музыки.

Чтобы ознакомиться с таким искусством, можно посмотреть данные видео:

  1. Эвритмические композиции 8-х классов Московской Вальдорфской школы им. А.Пинского, 2019
  2. Eurythmie "Die vier Jahreszeiten" Sommer 3

Рисование формы

  • Рисование форм — один из уникальных предметов, преподаваемых в начальных классах вальдорфской школы, но практически неизвестный за ее пределами, хотя направлен он на развитие в детях основополагающих качеств, таких как способность восприятия и концентрации, чувство гармонии, сила формообразования и — как следствие — живое мышление.

Стык рисования и каллиграфии.

Рисование форм можно трактовать:

- как подготовку к письму;

- как начала геометрии (геометрического рисования);

- как художественную деятельность (изобразительное искусство).

Пример работы 1
Пример работы 1
Пример работы 2
Пример работы 2
-7

Для ознакомления можно посмотреть данное видео "открытого урока":

Подводя итог

Вальдорфская педагогика - однозначно гуманное и высокодуховное направление, где с трепетом и большим уважением относятся к детям. Для тех, кому не важны оценки, кто питает большую любовь к природе и искусству, данная школа скорее всего подойдет.

Тем детям, которые любят точные науки: математика, физика, и тем, кто рассматривают возможность дальнейшего обучения по техническим специальностям возможно получение разочарования от такой педагогики.

Все дети разные, у всех свои желания и потребности. У каждого ребенка есть свой талант и свой путь. Выбор воспитательной методики остаётся только за родителями.

А как вы думаете, подходит ли такая система для современных детей ? Отдали бы своего ребенка в такую школу ?