Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Негативный перенос

Самый страшный страх многих психологов - негативный перенос. Втайне надеясь, что "со мной этого не случится", мы настойчиво пытаемся избегать или не замечать этого феномена психотерапевтических отношений, рискуя навредить как этим отношениям, так и клиенту, и, что немаловажно, себе.

Для начала давайте уточним, что в своем кабинете мы можем встретиться с двумя похожими и взаимосвязанными явлениями: проекцией и переносом. Однако, не смотря на их близнецовую схожесть, все же, один из них "родился" первым.

Проекция. Это универсальное явление - психический защитный механизм, позволяющий не встречаться с теневыми аспектами (условно "негативными" качествами и чувствами) внутри себя за счет обнаружения их снаружи - в окружающих людях. Перенос - похожее явление - проекция комплекса качеств и особенностей, свойственных какому-то конкретному значимому человеку из прошлого, на человека в настоящем.

Перенос, как мы знаем, бывает позитивный и негативный. Позитивного почему-то психологи не боятся (а напрасно). По большому счету, умение работать с переносом - это в первую очередь, умение выдерживать перенос, во вторую - замечать и терапевтично реагировать, и только в третью - вовремя и уместно его интерпретировать.

Если подробнее.

1. Выдерживать. Выдерживать перенос - это значит, принять тот факт, что сейчас клиенту важно видеть Вас не таким, какой Вы есть, а таким, каким он видел свою мать, например, или своего отца когда-то. И, конечно, если это перенос негативный, терапевту трудно примириться с тем, что в глазах своего клиента он сейчас "унылая тряпка" или "садист и насильник", трудно не отскакивать со словами "я не такой, я веселый и добрый", а дать переносу развернуться, признать права клиента на восстановление травмирующей ситуации в терапии, трудно не разрушиться, контейнируя враждебность клиента, чтобы у него появилась возможность получить опыт иного сценария взаимодействия с негативной фигурой.

Однако, как это ни парадоксально, иногда выдержать негативный перенос легче, чем позитивный, особенно, идеализирующий. Безусловно, это менее приятно, обидно, прямо скажем, когда в тебе видят "монстра" или "бездушную тварь", но такой перенос обнаружить легче, чем тот, с которым приятно сливаться. Гораздо большую опасность несет соблазн поверить, что ты, действительно так хорош, почти безупречен, как считает клиент в момент разыгрывания идеализирующего переноса. Мало того, что в этом случае есть риск слиться с внутренней фигурой клиента на столько, что феномен переноса вообще исчезнет из поля зрения и мы попадем в проективную идентификацию - это пол беды - всего лишь риск выгореть, неустанно поправляя тяжелую корону, и ничем не помочь клиенту. Хуже, когда ваша "прекрасность", созданная клиентом, становится объектом его же зависти. Но, кроме того, пропустив идеализирующий перенос, идентифицировавшись с ним, можно всерьез травмироваться от неожиданности, когда идеализирующий перенос в одночасье превратится в негативный. А он превратится, как пить дать - мы же знаем, какова длина пути от любви до ненависти.

Правда, у негативного переноса есть неизменный спутник, который, несомненно осложняет "выдерживание" - негативный контрперенос. Мы же, психологи-психотерапевты, обычные живые люди, вполне естественно, что в ответ на враждебность мы испытываем целый спектр далеко не приятных чувств. И их нам тоже приходится контейнировать, чтоб не обрушить их на клиента во всей своей первозданной ясности.

2. Терапевтично реагировать. Основой такой реакции может явиться исследовательский интерес к происходящим в кабинете процессам. Поскольку запускаются эти процессы, в первую очередь клиентом, то и концентрироваться стоит на чувствах, переживаниях и фантазиях клиента, а не на полной генетической реконструкции или на попытках восстановить свой светлый образ. Просто (хотя, иногда это бывает, конечно, совсем не просто) можно остановиться на

- озвучивании своих наблюдений, скажем: "… я слышу как будто раздражение, в вашей интонации", "мне кажется или что-то изменилось, когда я сказала ….?", "я заметила, что Вы нахмурились (усмехнулись/побледнели/покраснели/…, при моих словах…", "я слышу иронию, похоже, Вы злитесь"

- обсуждении чувств клиента:, "похоже, Вы услышали упрёк/обесценивание в моих словах и чувствуете обиду", "возможно, Вы услышали что-то в моей интонации и Вас это встревожило", "я почувствовала испуг/страх/тревогу, когда Вы так сказали, возможно, Вы чувствуете страх/гнев/обиду?"

- прояснении фантазий клиента: "можете ли Вы подробнее рассказать, что Вас обидело в моих словах?", "расскажете, как именно я давлю на Вас?", "можете пояснить, как именно я Вас обесцениваю?", "как по-Вашему, что бы я могла сказать или сделать, чтобы Вы чувствовали себя более комфортно сейчас?", "пофантазируйте, какой мой ответ Вас бы сейчас удовлетворил?"

Такие реакции убеждают клиента, что терапевт готов оставаться с ним рядом даже в моменты проявления деструктивных импульсов, что, в свою очередь, повышает способность Эго клиента к интеграции.

Все эти интервенции, по сути, призваны обеспечить следование принципу реальности. Один из основополагающих столпов этой реальности - терапевт; терапевт, который не разрушается, не отвергает, не нападает в ответ на агрессию любого свойства (проявленную или пассивную).

Устойчивость и терапевтичное реагирование психолога в ситуации негативного переноса позволяет клиенту "проработать" - заново пережить, но "с хорошим концом" травматичную историю отношений с родителями, получить новый опыт отношений и чаще всего позволяет заглянуть в таинственную и пугающую область Тени, открыть для себя её ресурс.

Кроме того, принцип реальности поддерживается реальностью потребностей клиента, которые стоят за негативным переносом. Возможность с помощью заинтересованного, устойчивого терапевта обнаружить эти потребности предполагает возможность найти способ их реализации или компенсации в реальной жизни клиента. Собственно, зачастую негативный перенос - это неосознаваемый способ добиться от терапевта того, чего в свое время не удалось добиться от родителей - привычные попытки реализовать потребности в безопасности и любви, например, через давление и манипуляцию. Помните в фильме про красную шапочку: "А я тогда прикажу, чтоб тебя высекли розгами, и ты залюбишь меня, как миленькая!". В этом смысле устойчивость терапевта в негативном переносе может стать для клиента отправной точкой для того, чтобы начать отличать поддержку от волшебного спасения.

3. Что касается интерпретаций, в ситуации негативного переноса - это самый сложный и самый жесткий вид интервенции. Интерпретации (особенно, когда речь идет о генетических/генеалогических (разные переводчики по-разному переводят этот психоаналитический термин) интерпретациях) должны быть тщательно подготовлены, их формулировка - точна и продуманна, а необходимость их использования надежно аргументирована. Далеко не каждый клиент может быть готов к работе с переносом в противовес работе в переносе, в ситуации негативного переноса - особенно. Так что, если Вы столкнулись с негативным переносом на начальных этапах терапии, от интерпретирования этого факта лучше воздержаться. Поверьте, потом у Вас ещё будет такая возможность, возможно даже не раз.

Единственный факт, который безусловно стоит интерпретировать в ситуации негативного переноса - это факт чрезмерного примитивного расщепления, когда любое событие или действие терапевта клиент относит к одному из абсолютных полюсов: расценивает как "абсолютно хорошее" или "абсолютно плохое". Это важно во имя все того же принципа реальности (в ней-то полюсов нет). Однако, и эти интерпретации необходимо предлагать осторожно и бережно по отношению к клиенту.

В общем, если и прибегать к интерпретации, то интерпретировать стоит (во всяком случае, в первую очередь) типичные защитные механизмы клиента, искажающие его виденье реальности, но это можно сделать и с помощью других интервенций, одна из которых, например, сократическая беседа.

Подводя итог, хочется подчеркнуть, что негативный перенос - естественная часть терапевтического процесса, и выдержать его тем труднее, чем труднее выдержать свою "плохость в глазах других". Большим подспорьем в обращении с негативным переносом клиента для нас является личная терапия, способствующая нашим собственным интегративным процессам и укреплению "внутренней поверхности профессионального контейнера" и супервизия, помогающая объективизировать сложные моменты сессий, укрепляющая и развивающая нашу способность опираться на известную стройную концепцию - укрепляющая "внешнюю поверхность контейнера".

А Вы встречались в практике с негативным переносом? И как Вам?

.......

Приглашаю коллег на супервизорские группы

онлайн https://www.b17.ru/trainings/group_supervision-multaespec/ и в Москве на Таганке https://www.b17.ru/trainings/supervision-group/

Автор: Збронская Марианна Феликсовна
Психолог, Супервизор

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru