Дети более чувствительны к травмам, чем взрослые. Дети не рождаются такими «гибкими», они такими становятся. Молодой мозг очень пластичен и чувствителен как к хорошему, так и к плохому. Вот по какой причине мы так легко и быстро учимся говорить в детстве, почему нюансы социальных отношений и двигательные навыки, формируются под влиянием нашего опыта.
В результате стрессов и воспитания у ребенка формируется (или не формируется) пластичная психика. В результате детская травма может быстро и легко изменить человека. Однако результаты не всегда заметны для неподготовленного человека.
В то время лаборатория Брюса Перри изучала нейробиологические механизмы, которые, как было ему известно, касались устойчивости и уязвимости к стрессу. Изучали странные, но крайне важные эффекты наркотических препаратов, стимулирующих системы мозга.
Эти эффекты называются «сенсибилизация» (повышенная чувствительность) и «толерантность» (устойчивость) и очень важны для понимания человеческого сознания и его реакции на травму.
В случае сенсибилизации мы наблюдаем ситуацию, когда после воздействия определенного стимула наблюдается состояние при котором в будущем,
чувствительность к аналогичным стимулам повышается.
Это увидел Брюс Перри, у ветеранов вьетнамской войны и у крыс, которые генетически были сверхчувствительны к стрессу или стали таковыми, потому что подверглись стрессу в раннем возрасте. При повышенной чувствительности мозга даже незначительные стрессы вызывают сильную реакцию. И наоборот, в случае толерантности реакция на определенные стимулы со временем ослабевает. Оба процесса важны для функционирования нашей памяти. Если мы не будем терпеливо относиться к привычным условиям жизни, они всегда будут восприниматься нами как новые и потенциально опасные. И если бы мы не становились очень чувствительными к некоторым вещам, мы не смогли бы развиваться.
Очень важно знать, что характерно для человека — толерантность или повышенная чувствительность к стрессу, а они обусловлены тем, какова после опыта ранних лет его нервная система, склонна она к тому или другому.
Выявление этих механизмов поможет лучше объяснить разницу между стрессом и травмой, что очень важно для понимания детей, которые пережили крайне тяжелые моменты в юном возрасте. Например, в спорте часто можно услышать, что мышцы либо работают, либо нет. Если не тренироваться, т.е. не использовать мышцы, то мышцы слабеют, в то время как "активные" мышцы становятся сильнее. Это и есть принцип "зависимости от использования". Аналогично, чем чаще активизируется та или иная система мозга, тем больше синаптических связей образуется (поддерживается).
Изменения в мышечной ткани во время тренировки (своего рода память) происходят, если тренировки проводятся регулярно и определенным образом. Это посылает сигнал мышечным клеткам, что в будущем работа будет выполняться на том же уровне, и поэтому на молекулярном уровне должны произойти необходимые изменения, чтобы работа прошла гладко. Очень важно, чтобы любые тренировки проводились регулярно и с умеренной нагрузкой. Поднимая тяжести, следует делать это регулярно и последовательно, постепенно увеличивая вес. Если сигналы к мышцам поступают нерегулярно и разрозненно, они не будут становиться сильнее. То же самое происходит в нейронах, синаптических взаимодействиях и в мозге. В этом случае нейронная организация изменяется одинаково, клетка за клеткой, в ответ на многократно получаемые сигналы. Именно в этом и заключается функция нейронов. И именно эти изменения на молекулярном уровне позволяют существовать памяти. Создание синаптических связей позволяет нам есть, влюбляться. Эта сложная сеть связей позволяет нашему мозгу функционировать.
Заставляя мышцы и мозг работать интенсивнее, мы подвергаем их стрессу. Для существования биологической системы необходимо поддерживать гомеостаз. Другими словами, нормальное функционирование человеческого организма возможно только в определенных параметрах внешней и внутренней среды, и задача мозга — поддерживать это состояние (поддерживать гомеостаз). Столкновение с реальностью — это стрессор; воздействие на систему и ее дестабилизация — это стресс. Допустим, вы занимаетесь спортом и потеете, в результате чего ваш организм слегка обезвоживается. Это стресс, который вызывает жажду и требует от мозга восполнения недостающих жидкостей. Аналогично, когда ребенок учит новое слово, кора головного мозга подвергается легкому стрессу.
Без стресса системы, отвечающие за обучение, не знали бы, что появилось что-то новое. Другими словами, стресс - это не обязательно плохо. На самом деле, в определенных пределах предсказуемый, умеренный стресс делает систему более сильной и функционально более успешной.
Поэтому очевидно, что мышцы, которые сейчас сильнее, — это мышцы, в прошлом подвергались умеренному стрессу. То же самое можно сказать и о мозговой системе, отвечающей за реакцию на стресс. Благодаря менее интенсивным и предсказуемым испытаниям наша стрессовая система активизируется умеренно. Таким образом, формируется устойчивая, но гибкая стрессовая система. Более сильная стрессовая система сегодня — это та, которая в прошлом выдерживала умеренный стресс. Но это еще не все. Если обычный человек приходит в тренажерный зал и пытается поднимать тяжести без всякой подготовки, он не нарастит мышцы. Если он вдруг столкнется с травматическим стрессом, будь, то мышцы или нервная система, то последствия будут катастрофическими. Это означает также, что в результате укрепляющего воздействия пережитого ранее умеренного и классифицированного мозгом стресса, ситуация, которая может оказаться непосильной стрессовой нагрузкой для одного человека, для другого будет чем-то менее значительным.
Подобно тому, как опытный спортсмен может поднять вес, который неподготовленный человек не сможет даже сдвинуть с места, мозг одного человека может справиться с травмирующим событием, которое покалечило бы другого. Очень важны окружающая обстановка, время и реакция людей, которые рядом. Смерть матери будет более травматичной для маленького ребенка, у которого нет никого, кроме матери, чем для 50-летнего женатого мужчины с собственными детьми. Если говорить о детях, которые пережили психическую травму, их отклик на стресс будет более сильным, чем могли выдержать юные стрессовые системы. Прежде чем стрессовая система активизируется умеренно предсказуемым и усиливающим образом, они переживают нечто ужасное, длительное и крайне тяжелое - событие, изменившее жизнь, оставившее глубокие шрамы на нервной системе.
В утробе матери и после рождения наш мозг каждое мгновение получает сигналы от всех пяти органов чувств. Зрительные образы, слух, осязание, обоняние и вкус. Из этого разнообразия сенсорных сигналов в нижней части мозга возникает очаг возбуждения, и начинается сложный процесс обработки поступающей информации — точнее, он идет непрерывно. Мозг классифицирует информацию, сравнивает ее с ранее хранившимися в памяти схемами и, если необходимо, реагирует на нее. В большинстве случаев поступающая информация постоянно повторяется и поэтому воспринимается как знакомая, безопасная и уже глубоко засевшая в памяти.
Такая толерантность известна как "привыкание". Мы игнорируем знакомые образы в обычном контексте до такой степени, что забываем многое из того, что делали несколько дней назад, когда занимались совершенно обычными делами. Мы вспоминаем о привычных паттернах только тогда, когда они вырываются из контекста. Например, вы отправились на прогулку, рано утром и слушали определенную композицию, когда взошло солнце, подул приятный ветер. Радость и удовольствие от восхода солнца необычны для паттерна памяти, связанного с коротким промежутком времени – "прослушивание композиции", и мы можем запомнить этот момент как незабываемый.
Эмоции являются важными маркерами контекста. Точно так же, если бы произошло что-то плохое в тот момент, когда вы слушали любимую песню, эти события навсегда связались бы в вашем сознании и запомнились бы вместе.
Негативные эмоции часто делают моменты жизни более запоминающимися, чем позитивные. Это связано с тем, что воспоминание об опасности может помочь избежать ее в будущем, что очень важно для выживания. В то же время такие ассоциации могут стать источником симптомов, связанных с пережитой травмой.
По материалам:
Брюс Перри "Мальчик, которого воспитывали как собаку".