Найти тему

Лайфхак для родителей: 10 способов улучшить память ребёнку (и себе)

Оглавление
Автор: Pixel-Shot / Adobe Stock
Автор: Pixel-Shot / Adobe Stock

Сколько стихотворений из тех, что учили в школе, вы можете рассказать? Вряд ли много… Память отсеивает малоиспользуемую информацию, но нам хотелось бы помнить больше. А память — как мышца — её надо тренировать и делать это с самого детства.

Память бывает кратковременной и долговременной, произвольной и непроизвольной. Тренировать будем долговременную произвольную память. Что для этого нужно?

1.
Режим дня. Недостаток сна не позволяет пользоваться своим мозгом на полную мощность. Самое продуктивное время для отдыха — с 21 до 24 часов, именно тогда информация «оседает» в голове. Учёные говорят, что перед экзаменом важно поспать, тогда всё, что учили вечером, сможете рассказать преподавателю, а вот ночные зубрёжки абсолютно бесперспективны.

2.
Питание. Пусть многим кажется скучной тема правильного питания, но растущему организму для правильного развития всё же нужны витамины и микроэлементы, полиненасыщенные жирные кислоты — никуда от этого не денешься.

3.
Физическая активность. Любые физические нагрузки (особенно на свежем воздухе), стимулируют кровоток и усиливают кровоснабжение мозга, что помогает памяти работать лучше.

4.
Эмоции. Урок запоминается лучше, если во время занятия в класс вошла кошка или влетела птичка. Любое яркое событие — положительное или отрицательное — запоминается лучше, а заодно и та информация, которую ребёнок получил во время… события. Однако помните, что стресс, наоборот, может «перекрыть» воспоминания. Недаром же люди, впервые выходящие на сцену, забывают текст, который так хорошо знали. Так что добавляйте больше хороших эмоций в процесс запоминания!

5.
Чтение. Тут даже объяснять ничего не нужно. Но помните, что чтение чтению — рознь. Важно, чтобы ребёнок читал осознанно, то есть понимал текст, мог его пересказать, реагировал на события, спорил с героями… Такое чтение развивает воображение, позволяет выстраивать ассоциативные ряды, которые и помогают в запоминании самых разных вещей.

6.
Заучивание наизусть. Проще всего учить стихотворения, начиная с совсем коротких (детские короткие стихи или, например, японские танка или хокку). Они должны «осесть» в памяти. Для этого возвращайтесь к ним снова и снова — через месяц-два-три. Когда будете щёлкать стихи, как орешки, можно попробовать выучить прозаический отрывок или какую-нибудь тему на иностранном языке (например, «Как я провёл это лето?»).

Автор: Irina Schmidt / Adobe Stock
Автор: Irina Schmidt / Adobe Stock

7. Игры в «запоминалки». Их целое море, выбирайте на свой вкус. Не забывайте чередовать игры, которые задействуют зрительную, слуховую, образную виды памяти. (Об играх для тренировки памяти с книгами смотрите чуть ниже)


8.
Расширение словарного запаса. Чем он шире, тем больше выразительности у языка, тем ярче ассоциативные связи, что помогает быстрее запоминать информацию и передавать её. Всегда объясняйте ребёнку новые и непонятные слова, рассказывайте забавные истории, с ними связанные, и просите ребёнка придумать что-то с новым для него словом.

9.
Учите иностранные языки. Это полезно и для памяти, и для расширения кругозора, и для развития логического мышления, и для общения, и для будущей работы!

10.
Разные занятия, увлечения, хобби. Любое новое дело требует создания определённого багажа — знания, навыки, алгоритмы и так далее. Чем больше увлечений, тем лучше — память.

Photo by Stephen Andrews on Unsplash
Photo by Stephen Andrews on Unsplash

Лайфхак для родителей: 5 игр с книжками, которые помогут улучшить память ребёнку (и вам тоже)

Под каждую игру подходят книги «Абраказябры»!

«Кто последний?»

Правила просты: первый игрок начинает — цитирует строчку из стихотворения (не обязательно сначала), второй должен прочитать следующую и так далее. Выигрывает тот, кто либо вспомнил больше всех, либо на нём закончилось стихотворение. В эту игру можно играть в любом составе и в любой ситуации — по дороге из школы, в транспорте, дома за ужином. Она может стать весёлой традицией вашей семьи!

«Угадай, кто это?»

Водящий описывает героя книги, не называя его: внешний вид, поступки, какие-то характерные (но не очевидные) детали. Отгадать должно быть сложно, но можно!

«Правда или Ложь»

Водящий называет книгу и «факт» из неё, а игроки должны вспомнить — фантазия ли это ведущего или автор действительно упоминал это в книге. Например: волк пытался купить у Красной Шапочки пирожки (ложь), Мальчик-с-пальчик был приёмным сыном (ложь), Дюймовочка чуть не вышла замуж за крота (правда).

«Вспомнить всё»

Для этой игры вам понадобится книжка с картинками, где много деталей. Игроки в течение трёх минут разглядывают картинку, потом водящий берёт книжку себе и задаёт вопросы, например: «Сколько птичек на картинке?», «Какого цвета занавески?», «Что стоит на столе?» и т.д. Кто ответит на большее число вопросов – тот и победил!

«Угадай книгу»

По названию игры уже всё понятно: нужно пересказать сюжет, не называя имена персонажей. Можно стилизовать пересказ под какой-то жанр, например, сделать из «Колобка» триллер, а из «Теремка» детектив...

5 книг для тренировки памяти

-4

1. Серия «Сказка-квест» («Мальчик-с-пальчик», «Дюймовочка», «Красная Шапочка»)

Здесь мало текста, так как книжки рассчитаны на самых юных читателей. Но, поскольку это квесты, вы, во-первых, тренируете воображение, пытаясь предугадать последствия выбора того или иного пути героя; во-вторых, вам нужно запомнить уже пройденные «дорожки», чтобы не ходить по проторённому пути. Малышей можно спрашивать: «А ты помнишь, чем закончилась сказка, когда мы решили не разговаривать с волком?», «А когда всё-таки поболтали с ним?».

-5

2. Серия «Девочка из будущего» («Дверь в Англию, «Зеркало алхимика»)

Эти книжки помогут детям среднего школьного возраста запомнить интересные и важные исторические и культурные факты, которые надо самостоятельно «извлечь» из книги и положить в копилку своих знаний. Например, почему женщинам нельзя было подниматься на второй этаж омнибусов в Лондоне конца XIX века…

-6

3. Серия «Почти детективная история» («1897. Почти детективная история, записанная ученицей московской гимназии», «1724. Почти детективная история, рассказанная отроком петровской эпохи на страницах своего дневника»)

Детективы — это всегда тренировка памяти, ведь, чтобы раскрыть дело, нужно запоминать все-все детали, уметь сопоставлять факты и делать выводы. Куда же пропал редкий фабричный карандаш? Пока читатель не дойдёт до конца истории, он может строить собственные догадки, основываясь на собранном материале.

-7

4. «По Москве с Московкой».

Большое количество информации сразу не запомнишь, но можно изучать столицу постепенно. Прочесть главу и пойти в то место, которое она описывает — разглядеть все детали, о которых рассказала синичка-московка. Можно начать с зоопарка, а потом посетить Большой театр или Царицыно…

-8

5. «25 очень странных писем»

Это тренажер по чтению для школьников, а, как мы уже говорили, чтение — один из способов тренировать память. Эта книжка учит читать вдумчиво, понимая сюжет, анализируя прочитанное, обращая внимание на детали. К тому же это тоже своего рода детектив, ведь основываясь на письмах, нужно догадаться, кто же их пишет. Автором может оказаться и книжка из библиотеки, и прокисшее молоко, и обычный веник...