Найти в Дзене

Техника голландской (фламандской) живописи

Оглавление

Давайте сегодня про голландскую (или фламандскую, кому как нравится) живопись поговорим.

Если в вас проснулась неутомимая тяга писать как старые мастера, то нужно для начала уяснить две вещи:

1. Голландская живопись - это долго, по-быстренькому написать натюрмортик не выйдет. Дело в технике этого вида живописи: предыдущий слой краски должен полностью высохнуть, прежде чем вы начнете работать на том же участке картины, то есть между этапами работы должно пройти 7-14 дней. Рассчитывайте, что самый простенький натюрморт вы будете писать 3-4 недели, не меньше. Сложную работу можно писать годами.

Референс и холст на подрамнике d=30 см
Референс и холст на подрамнике d=30 см

2. Голландская живопись это кропотливо. Смелым мазком и обобщенно написать не получится. Придется закапываться в деталях.

Если ни первое ни второе не пугает, то давайте обсудим, что ж такого особенного в этой голландской живописи и чем она отличается от других живописных техник.

Как в любой классической технике, в голландской над цветом доминирует тон. То есть подготовительный рисунок и тональный разбор – очень важные этапы, которые нельзя провалить.

Еще одной отличительной чертой «голландцев» является и эффект глубокого красочного слоя, который достигается за счет работы прозрачными и полупрозрачными красками в тенях. Плотным, укрывистым слоем цвета мы можем и должны работать только в свету, а в тенях просвечивается нижний подмалевочный слой сепии.

Так же важно понимать, что при работе нельзя допускать пастозного, объемного мазка, особенно в нижних слоях картины.

На этом вводную часть закончим, обсудим техническую сторону.

Материалы:

Помимо масляных красок, нам понадобятся:

1. Кисти для работы в нижнем и среднем слое. Щетина, барсук, синтетика, колонок (тут дело вкуса). Размеры кистей зависят от размера холста. Для работы формата А4-А2 подойдут кисти от N1 до флейца N30.

2. Кисти для работы в среднем и лессировочном слое. Синтетика средней жесткости и (или) колонок. Плоские и круглые. Размер кистей зависит от размера работы, но стоит запастись разнообразными мелкими кистями от N0 до N6 для деталей.

3. Даммарный лак.

4. Масло льняное.

5. Тройник.

6. Холст на подрамнике, или холст на картоне, в зависимости от идеи или бюджета.

7. Тряпки, палитра и другие расходники, как в обычной масляной живописи.

📌 Совет 1.

Тройник можно составить самостоятельно, смешав в равных пропорциях пинен (или уайт-спирит), масло льняное и даммарный лак. Или в пропорции 2:1, смешав масляный разбавитель и даммарный лак.

📌 Совет 2.

Не выдавливайте много краски на палитру. Особенно держите себя в руках, если вы раньше писали пастозно и смело. Расход масляной краски при работе над голландской картиной самый минимальный.

📌 Совет 3.

Кисти (особенно синтетику и колонок), чтобы они дольше прослужили, после мытья в скипидаре или уайт-спирите, отмывайте хозяйственным мылом в теплой воде. Старайтесь бережно обращаться с кистью, не трите ее, не повреждайте волоски. Сушите в вертикальном положении ворсом вверх.

Этапы работы.

С материалами разобрались, теперь перейдем к этапам работы.

-2

1. Разметка рисунка.

Если вы работаете с натуры, то лучше сначала выполнить рисунок на картоне размером 1:1, а потом перенести готовый рисунок на холст.

Если вы работаете по референсу, переносим рисунок на холст карандашом через копирку или по квадратам. Готовый рисунок обводим линером, чтобы он не смылся во время работы с подмалевком.

-3

2. Подмалевок (первый слой).

Важнейший этап работы над картиной, целиком выполненный в технике гризайль. В качестве разбавителя используем тройник. Вся работа выполняется умброй жженой или умброй натуральной, в один цвет без использования белил или каких-либо других оттенков. В конце этого этапа работа должна походить на черно-белую фотографию в сепии.

В идеале самый темный тон должен быть набран в полную силу, поэтому краску стоит накладывать слой за слоем, пока не будет достигнута нужная плотность. Т.к. голландская живопись в основном выполняется полупрозрачными красками, процесс насыщения тоном может отнять много времени (помним, что каждый слой краски должен просохнуть).

📌 Совет 1.

Для скорости очень часто на этом этапе художники работают темперными или акриловыми красками. Сами голландцы использовали темперу, т.к. акриловую краску в то время еще не изобрели. В таком случае, разумеется, не используется тройник. Растворителем для темперы и акрила является вода.

📌 Совет 2.

Разнести равномерный тон по холсту (если вы пишите маслом), а также выбрать тон там, где вы его нанесли слишком плотно, вам поможет тряпка. Просто снимите излишки краски, а для правки самых светлых мест можно смочить тряпку растворителем.

-4

3. Цветной (средний) слой.

В этом слое пишется большей частью свет. На самые освещенные участки работы накладываются достаточно укрывистые красочные слои с использованием белил. В тенях и полутонах работаем более тонким слоем краски так, чтобы первый слой немного просвечивался. По возможности следует избегать использования в тенях белил, или работать на цинковых белилах, тогда как в свету можно использовать титановые.

В среднем слое в качестве разбавителя используется тройник.

На завершающем этапе работа должна быть в целом разобрана по тону и цвету.

📌 Совет.

В первом красочном слое используйте краски с большей укрывистостью, прозрачные оттенки оставьте для лессировок.

-5

4. Лессировочный слой.

На самом деле лессировочных слоев может быть бесчисленное множество, в зависимости от сложности работы.

Здесь мы работаем тончайшими слоями полупрозрачных красок (лессировками), накладывая постепенно оттенки, уточняя цвет.

В качестве разбавителя лучше использовать смесь льняного масла и даммарного лака.

ВАЖНО: после нанесения одного слоя лессировки мы не можем работать в том же месте до полного высыхания краски.

📌 Совет 1.

При необходимости создания особо тонких лессировочных слоев перед началом работы на картину кистью наносят льняное масло, которое сразу же растирают тряпкой досуха, снимая излишки. Картина до нанесения масла должна быть тщательно просушена.

📌 Совет 2.

Писать можно и на чистом масле, без добавления лака. Лак дополнительно закрепляет слой и придает глубину цвету. Можно наносить лак на всю работу после каждого слоя, это даст больший эффект глубины, но удлинит процесс, т.к. наноситься он должен на просохшую работу и перед продолжением работы так же должен высохнуть.

-6

5. По завершении работы, картину просушивают. В идеале через год работу покрывают даммарным лаком. Можно сократить этот период до 3-х месяцев, но не меньше. В противном случае лак быстро растрескается.

О том, какой лак выбрать, можете узнать в нашей статье о лаках

В качестве иллюстраций использована копия, выполненная преподавателем нашей школы Лерой Дельниковой

Автор статьи: преподаватель школы Елена Ланец

"Точка схода" - школа рисования для взрослых и детей от 14 лет