Вы наверняка знаете, что масляную живопись покрывают лаком. Но зачем? И как понять, какой именно лак нужен, ведь в художественных магазинах мы сталкиваемся с огромным ассортиментом?
Постараемся прояснить эти вопросы и поможем сориентироваться при выборе правильного финишного покрытия.
Лак нужен прежде всего для предохранения живописи от агрессивной внешней среды. Он препятствует загрязнению картины, защищает красочный слой от воздействия УФ-лучей и влаги, устаняет пожухлости, придает яркость оттенкам, раскрывает лессировочные слои, выравнивает общий блеск и создает ощущение глубины цвета.
Покрывать картину лаком или нет - выбор художника. Например, если вы написали картину объемным мазком или мастихином, то её можно оставить в первозданном виде, но живопись в технике лессировки никогда не раскроется в своем полном звучании без финишного слоя лака.
О технике многослойной живописи читайте здесь
Главное, что нужно помнить:
КАРТИНА ДОЛЖНА ПОЛНОСТЬЮ ПРОСОХНУТЬ ПЕРЕД ПОКРЫТИЕМ ЛАКОМ.
При этом не стоит думать, что если краска не пачкается, то она просохла. В глубине слоя вполне может сохраняться влага и если вы покроете лаком такую работу, то со временем краска растрескается. В среднем живопись просыхает около года. Если вы писали очень тонкими слоями, то этот процесс может занять около 3-х месяцев, но навряд ли меньше. Если картина написана пастозным мазком, то полное высыхание может растянуться на пару лет.
Лаки бывают глянцевые, полуматовые и матовые. Первые дают наиболее сильный блеск и яркость цвета, но и блики на таких работах будут интенсивнее. Так что тут при выборе стоит больше ориентироваться на свой вкус, или, если вы знаете где именно будет висеть картина, на место ее расположения и близость к источникам света.
При финишном покрытии картину располагают горизонтально, чтобы лак не образовал потеков и был распределен по холсту равномерно. Наносят лак широкой мягкой кистью тонким слоем, совершая движения в разных направлениях. Можно использовать синтетический флейц или специальные кисти для лака (продаются в строительных магазинах). Лаком картину обычно покрывают в 2 - 3 слоя, давая каждому слою подсохнуть в течении 30 минут - 24 часов, в зависимости от выбраного лака.
При покупке обязательно обратие внимание на прозрачность лака, срок годности и на то, что он действительно предназначен для масла (!). Если лак просроченный или бракованный, то он будет липнуть даже после высыхания, притягивая пыль и грязь, может размягчаться при повышенной влажности. Так что имеет смысл сделать пробный выкрас прежде чем наносить лак на холст.
Рассмотрим самые распространенные лаки для живописи.
Даммарный лак - самый популярный среди художников. Представляет собой раствор смолы даммара в пинене. Для разбавления лака применяют пинен.
- Может использоваться как покрывной и как ретушный (в процессе работы прокладывается между слоями краски для лучшего сцепления).
- Часто даммарный смешивают с маслом для его уплотнения при работе над картиной в лессировочной технике, чтобы придать слоям большую глубину.
- При старении желтеет, поэтому применять его для финишного покрытия картин, выполненных в холодных тонах, не стоит.
- Может помутнеть в помещениях с повышенной влажностью.
Акрил-фисташковый лак - состоит из синтетической смолы с небольшим добавлением фисташковой смолы. Разбавляется пиненом.
- Отличается прозрачностью и эластичностью покрытия.
- Не мутнеет и не желтеет со временем.
- Подойдет для картин в любых тонах.
- Используется только в качестве покрывного.
- Может применяться только после полного высыхания. Не рекомендуется покрывать картину этим лаком ранее, чем через год после написания
Фисташковый лак - представляет собой раствор фисташковой смолы в пинене с незначительными добывками уайт-спирита и бутилового спирта. Растворитель - пинен.
- Практически не отличается по свойствам от акрил-фисташкового лака
- Скорость высыхания гораздо ниже, чем у других лаков.
Акрил-стирольный лак - имеет синтетическую основу.
- Создает тонкое, прозрачное покрытие.
- Не меняет цвет и не желтеет.
- Полностью просыхает в течение не более чем 24 часов.
- Обладает хорошей водостойкостью.
- Может использоваться только в качестве финишного покрытия после полного просыхания работы.
Пихтовый лак - на основе пихтовой смолы.
- Аналогичен даммарному.
Упомянем и ретушные лаки, не стоит их путать с покрывными. Используются они для разведения красок, усиливают сцепление слоев при многослойной живописи, устраняют пожухания красок на готовой работе.
В качестве ретушных лаков можно использовать даммарный и пихтовый. Кедровый лак является исключительно ретушным.