Эта статья является продолжением темы о маркировке рекламы и возможной серьезной финансовой ответственности за её отсутствие в тех случаях, когда она должна быть.
Первая статья «Маркировка рекламы. Кого могут оштрафовать на кругленькую сумму?» раскрывает само понятие «маркировка» и на конкретном примере рассматривается ситуация, при которой обязанность по маркировке не возникает.
Какие же действия необходимо выполнять, если сведения, размещенные на интернет-ресурсах, подпадают под действие Закона №38-ФЗ от 13.03.2016г. «О рекламе» (далее Закон о рекламе), т.к. отвечают всем признакам рекламы, указанным в п. 1 ст. 3 Закона
являются информацией, распространенной любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Процедура маркировки включает три основных действия ДО её распространения:
· присвоение идентификатора, так называемого токена, то есть уникального цифрового обозначения;
· простановка пометки «реклама»;
· указание на рекламодателя или на интернет-страницу, которая содержит информацию о нем (ч. 16, ч. 17 ст. 18.1 Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ, приказы Роскомнадзора от 30.11.2022 № 191, от 07.12.2022 № 03-108552).
Для стримов токен получается после их проведения!
Где получить токен?
Идентификатор рекламе присваивает Оператор рекламных данных, или ОРД. Реестр ОРД формирует и ведет, а также публикует на своём официальном сайте Роскомнадзор.
После присвоения токена и получения информации от лиц, направлявших запрос на присвоение номера, ОРД в течение 10 дней передаёт сведения в Роскомнадзор. РКН, в свою очередь, включает эти данные в Единый реестр интернет-рекламы, или ЕРИР (ч. 1, ч. 7 ст. 18.1 Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 28.05.2022 № 974, Приказы Роскомнадзора от 30.11.2022 № 191, от 11.04.2022 № 62).
Какие обязанности существуют, кроме получения токена?
После размещения рекламы на своем сайте необходимо сформировать отчет со сведениями и передать его Оператору рекламных данных. Срок – в течение 30 календарных дней после окончания календарного месяца, в котором распространили рекламу в интернете. После этого ОРД направит информацию в течение 10 дней в Роскомнадзор.
Нужно ли маркировать партнерскую или бартерную рекламу?
Рекламная информация организации-партнера также подлежит маркировке.
Если на собственном интернет-ресурсе размещаются собственные рекламные материалы, то они также подлежат маркировке, а информация о рекламе должна направляться в Роскомнадзор. Если пресс-релизы имеют рекламный характер, информацию о них учитывают в общем порядке вне зависимости от того, распространяются ли такие материалы на возмездной или безвозмездной основе.
Рекламой не считают информацию о товарах и услугах, размещенную на официальном сайте их производителя или продавца. Однако если об отдельном товаре дается избыточная и положительно эмоционально окрашенная информация, есть призывы приобрести именно этот товар, в том числе с указанием адресов магазинов, то такой контент могут признать рекламой. На нее распространяются нормы ст. 18.1 Закона о рекламе (Постановление Правительства РФ от 28.05.2022 № 974).
Это все сухое изложение норм права, а как же в реальной жизни?
Что ФАС будет считать рекламой, а что информацией, на которую и токен получать не нужно, и отчеты сдавать не придется?
В своем выступлении 4 августа 2023г. на тему «Реклама или информация: мнение ФАС России», начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Татьяна Никитина заверила слушателей в том, что (приводим несколько цитат Т.Никитиной):
1. аналитика, обзоры и т.п. – это не реклама;
2. если цель сведений – это продвижение на рынке своих товаров и услуг, то это реклама;
3. если информация, размещаемая на сайте, в полном объеме отвечает понятию рекламы, указанному в ст. 3 Закона о рекламе, то это реклама;
4. информация об акции или продукции или своей компании на своем сайте может быть признана не рекламой, если это часть деятельности организации/ИП/самозанятого. Главное это цель не привлечь внимание к конкретному товару, а рассказать о деятельности, обеспечить третьим лицам возможность узнать информацию;
5. если на собственном сайте есть «всплывающий» банер, который перекрывает всю страницу и следует по сайту, то информация с данного банера признается рекламой. Т.к. его цель – привлечь потребителя к конкретному товару;
6. пост на своей странице про товар (с его характеристиками и описанием) без цены, и сравнения с другими товарами рекламой не является;
7. если на своем сайте с определенной периодичностью размещаются сообщения о разных товарах (такая ваша привычная деятельность), то это рекламой не является, если нет призыва к покупке;
8. обзор разных брендов, марок, их линеек, ссылка на разных партнеров, с которым сотрудничаете, то это рекламой не является;
9. если выделяется только один партнер и его услуги, то это является рекламой;
10. сведения о партнерах, предлагающих схожие услуги, их сравнения, без указания цены и призыва выбрать конкретного, - рекламой не является;
11. информирование о пользе/выгоде и т.п. чего-либо с последующим указанием на конкретный товар, его производителя и место приобретения услуги/товара, - является рекламой;
12. если на свое сайте или своем ином ресурсе содержится рассказ о чем-либо (о пользе и т.д.), а далее предлагается ваша услуга, благодаря которой достигается эта цель (польза), то такая информация рекламой не является (например, на сайте Дом отдыха рассказывает о себе и предлагает у себя отдохнуть), - т.к. это обзор своих «продуктов»;
13. не любое упоминание чужого бренда или чужого товара является рекламой, нет такого!
С полным выступлением вы можете ознакомиться лично, оно размещено в сети Интернет в открытом доступе.
Полагаем, что в течение двух-трех лет сложится устойчивая судебная практика в спорах с ФАС на предмет того, что информация, а что реклама. А пока изучение Закона о рекламе, подзаконных актов, анализ выступления уважаемого сотрудника ФАС приводит к выводу, что при подготовке и размещении на своем сайте/канале/блоге сведений, главное определить ее цель. После четко двигаться обозначенной цели и заранее быть готовым дать внятные разъяснения, почему тот или иной материал размещен так, а не иначе, чтобы не «нарваться» на серьезный штраф (размер штрафов приведен в нашей статье «Маркировка рекламы. Кого могут оштрафовать на кругленькую сумму?»). А еще важно помнить, что вне зависимости от того, получили ли вы или получите возможно доход от размещения на своем сайте сведений о товаре/услуге третьего лица, ответственность по КоАП может наступить, если сведения поданы в форме рекламного, а не информационного материала.
Благодарим за внимание!
Не забудьте подписаться на канал и оценить статью, поставив внизу "лайк", если она вам была полезной или интересной.
А если вам требуется юридический совет или профессиональная помощь, - обращайтесь!
авторы- юристы ООО «Объединение ПРИАМ&студия И2»
e-mail: info@priam-i2.ru тел. +7 968 866-0862