Почти год назад, а точнее 1 сентября 2022 года вступили в силу поправки в Закон №38-ФЗ от 13.03.2016г. «О рекламе» (далее Закон о рекламе), а 01 сентября 2023 года вступит в силу ФЗ от 24.06.2023 № 274-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее КоАП), который, в частности устанавливает серьезные штрафы за то, что интернет-реклама не маркирована.
Размер штрафов за нарушение законодательства о рекламе с 01.09.2023г.
Зачастую реклама раздражает, но что нужно знать, чтобы она вас не разорила?
Сейчас подробно поясним на конкретном примере.
Талантливая художник, изготовитель кукол ручной работы, на своей странице в ВК размещает их фото, а также сообщает о том, какие материалы (ткани, фурнитуру и проч.) она использовала при создании конкретной куклы. Вроде бы все безобидно и беспокоиться ей не о чем, однако …
Реклама, согласно п. 1 ст. 3 Закона о рекламе — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Исходя из анализа вышеуказанного понятия рекламы сразу возникают вопросы:
- если на странице ВК содержатся сведения не только о созданных куклах, но и сведения о производителе или поставщике материалов, то данную информацию можно отнести к интернет-рекламе?
- если художница не промаркирует эту рекламу, то ей грозят штраф, причем как за рекламу без маркировки, так и за непредоставление необходимых сведений в Роскомнадзор?
Чтобы ответить на поставленные выше вопросы, необходимо задать еще один вопрос, - присутствует ли в действиях художницы совокупность указанных в пункте 1 ст. 3 Закона о рекламе признаков, позволяющих отнести размещенную на ее странице в ВК информацию к рекламе?
Для этого обозначим отличия ИНФОРМАЦИИ от РЕКЛАМЫ:
1. Платность создания и передачи сообщения. Реклама является оплаченной формой коммуникации, так как рекламное сообщение создается и передается аудитории на возмездных основаниях, то есть за плату со стороны рекламодателя.
2. Источник финансирования рекламы явно указан. Рекламу осуществляет неанонимный рекламодатель — источник рекламного сообщения, идентифицируемый аудиторией.
Резюме: если художница НЕ получает вознаграждение от производителя/поставщика тканей и фурнитуры за размещение информации о них, НЕ указывает их в качестве источника финансирования, а лишь аккуратно упоминает чьи ткани/фурнитуру сама применила в творческом процессе, то с большой долей вероятности такую информацию признать рекламой нельзя и соответственно, обязанность по ее маркировке у художницы не возникает и для привлечения ее к административной ответственности за несоблюдения Закона о рекламе нет оснований.
А что же такое маркировка?
Маркировка рекламы в интернете подразумевает такие действия:
· На каждый материал (Креатив), который будет размещён в интернете, нужно получить уникальный код (токен), состоящий из набора символов. А для этого потребуется зарегистрировать материал в Едином реестре интернет рекламы (ЕРИР) и передать туда информацию о рекламодателе. Важный момент: получить токен для маркировки рекламы необходимо заранее! Исключением являются стримы — для них токены получают после трансляции и добавляют в описание или в комментарий.
· При размещении материала нужно сделать пометку «Реклама» (именно это слово) и указать рекламодателя — его название, ИНН или сайт. Информация должна нормально читаться, а заказчик рекламы — легко по ней идентифицироваться. Также при публикации материала указывают токен — его «зашивают» в ссылку, а если её нет, размещают в виде текста.
· По окончании текущего месяца нужно передать информацию о рекламном бюджете и статистике просмотров в ЕРИР. Это делается ежемесячно, пока не закончится период показа рекламы.
Кого касаются новшества КоАП о маркировке рекламы в интернете?
Под действие закона подпадают все — организации, ИП, самозанятые и частные лица. Неважно, в какой сфере вы ведёте деятельность: если размещаете рекламу в интернете, она должна быть промаркирована, т.к. требования о маркировке распространяются на любую рекламу в интернете.
Не нужно маркировать лишь рекламные материалы определённых типов:
· социальную рекламу;
· email-рассылки своим клиентам;
· push-уведомления;
· сообщения об акциях и мероприятиях на своих ресурсах;
· информирование о своих продуктах, товарах, услугах, изделиях.
В заключении приходится констатировать, что вопрос разграничения информации и рекламы весьма сложен. А для вашего спокойствия мы рекомендуем указывать в ваших постах/ на ваших страницах/ на ваших каналах и т.п., что информация о той или иной продукции рекламой не является и размещается на безвозмездной основе (если, конечно, именно так и происходит).
И конечно в каждом конкретном случае определять, что это реклама или просто информация, придётся индивидуально, и вполне возможно, что потребуется помощь квалифицированного юриста.
Благодарим за внимание!
Не забудьте подписаться на канал и оценить статью, поставив внизу "лайк", если она вам была полезной или интересной.
А если вам необходим совет юриста или профессиональная помощь, - обращайтесь!
авторы- юристы ООО «Объединение ПРИАМ&студия И2»
e-mail: info@priam-i2.ru тел. +7 968 866-0862