Найти тему

Маркировка рекламы. Кого могут оштрафовать на кругленькую сумму?

Оглавление

Почти год назад, а точнее 1 сентября 2022 года вступили в силу поправки в Закон №38-ФЗ от 13.03.2016г. «О рекламе» (далее Закон о рекламе), а 01 сентября 2023 года вступит в силу ФЗ от 24.06.2023 № 274-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее КоАП), который, в частности устанавливает серьезные штрафы за то, что интернет-реклама не маркирована.

Изображение из открытых источников. Благодарим его автора.
Изображение из открытых источников. Благодарим его автора.

Размер штрафов за нарушение законодательства о рекламе с 01.09.2023г.

Согласно ФЗ №274
Согласно ФЗ №274

Зачастую реклама раздражает, но что нужно знать, чтобы она вас не разорила?

Сейчас подробно поясним на конкретном примере.

Талантливая художник, изготовитель кукол ручной работы, на своей странице в ВК размещает их фото, а также сообщает о том, какие материалы (ткани, фурнитуру и проч.) она использовала при создании конкретной куклы. Вроде бы все безобидно и беспокоиться ей не о чем, однако …

Реклама, согласно п. 1 ст. 3 Закона о рекламе — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Исходя из анализа вышеуказанного понятия рекламы сразу возникают вопросы:

- если на странице ВК содержатся сведения не только о созданных куклах, но и сведения о производителе или поставщике материалов, то данную информацию можно отнести к интернет-рекламе?

- если художница не промаркирует эту рекламу, то ей грозят штраф, причем как за рекламу без маркировки, так и за непредоставление необходимых сведений в Роскомнадзор?

Чтобы ответить на поставленные выше вопросы, необходимо задать еще один вопрос, - присутствует ли в действиях художницы совокупность указанных в пункте 1 ст. 3 Закона о рекламе признаков, позволяющих отнести размещенную на ее странице в ВК информацию к рекламе?

Для этого обозначим отличия ИНФОРМАЦИИ от РЕКЛАМЫ:

1. Платность создания и передачи сообщения. Реклама является оплаченной формой коммуникации, так как рекламное сообщение создается и передается аудитории на возмездных основаниях, то есть за плату со стороны рекламодателя.

2. Источник финансирования рекламы явно указан. Рекламу осуществляет неанонимный рекламодатель — источник рекламного сообщения, идентифицируемый аудиторией.

Резюме: если художница НЕ получает вознаграждение от производителя/поставщика тканей и фурнитуры за размещение информации о них, НЕ указывает их в качестве источника финансирования, а лишь аккуратно упоминает чьи ткани/фурнитуру сама применила в творческом процессе, то с большой долей вероятности такую информацию признать рекламой нельзя и соответственно, обязанность по ее маркировке у художницы не возникает и для привлечения ее к административной ответственности за несоблюдения Закона о рекламе нет оснований.

Изображение из открытых источников. Благодарим его автора.
Изображение из открытых источников. Благодарим его автора.

А что же такое маркировка?

Маркировка рекламы в интернете подразумевает такие действия:

· На каждый материал (Креатив), который будет размещён в интернете, нужно получить уникальный код (токен), состоящий из набора символов. А для этого потребуется зарегистрировать материал в Едином реестре интернет рекламы (ЕРИР) и передать туда информацию о рекламодателе. Важный момент: получить токен для маркировки рекламы необходимо заранее! Исключением являются стримы — для них токены получают после трансляции и добавляют в описание или в комментарий.

· При размещении материала нужно сделать пометку «Реклама» (именно это слово) и указать рекламодателя — его название, ИНН или сайт. Информация должна нормально читаться, а заказчик рекламы — легко по ней идентифицироваться. Также при публикации материала указывают токен — его «зашивают» в ссылку, а если её нет, размещают в виде текста.

· По окончании текущего месяца нужно передать информацию о рекламном бюджете и статистике просмотров в ЕРИР. Это делается ежемесячно, пока не закончится период показа рекламы.

Кого касаются новшества КоАП о маркировке рекламы в интернете?

Под действие закона подпадают все — организации, ИП, самозанятые и частные лица. Неважно, в какой сфере вы ведёте деятельность: если размещаете рекламу в интернете, она должна быть промаркирована, т.к. требования о маркировке распространяются на любую рекламу в интернете.

Не нужно маркировать лишь рекламные материалы определённых типов:

· социальную рекламу;

· email-рассылки своим клиентам;

· push-уведомления;

· сообщения об акциях и мероприятиях на своих ресурсах;

· информирование о своих продуктах, товарах, услугах, изделиях.

В заключении приходится констатировать, что вопрос разграничения информации и рекламы весьма сложен. А для вашего спокойствия мы рекомендуем указывать в ваших постах/ на ваших страницах/ на ваших каналах и т.п., что информация о той или иной продукции рекламой не является и размещается на безвозмездной основе (если, конечно, именно так и происходит).

И конечно в каждом конкретном случае определять, что это реклама или просто информация, придётся индивидуально, и вполне возможно, что потребуется помощь квалифицированного юриста.

Благодарим за внимание!

Не забудьте подписаться на канал и оценить статью, поставив внизу "лайк", если она вам была полезной или интересной.

А если вам необходим совет юриста или профессиональная помощь, - обращайтесь!

авторы- юристы ООО «Объединение ПРИАМ&студия И2»

e-mail: info@priam-i2.ru тел. +7 968 866-0862