24 июня этого года президент России Владимир Путин подписал закон, согласно которому отныне 3 сентября в России будет отмечаться как День победы над милитаристской Японией и окончания Второй мировой войны. Ранее этот праздник назывался просто: День окончания Второй мировой войны. Таким образом президент утвердил законопроект, выдвинутый группой депутатов и сенаторов от «Единой России» и КПРФ, которые считают, что формулировка «милитаристская Япония» указывает на победу над политическим режимом, действовавшим в стране до 1945 года, «свержение которого было важным для установления мира на планете и не было направлено против мирных жителей Японии». По мнению авторов документа, закрепление такой формулировки отражает принцип исторической справедливости.
Надо сказать, что в данном случае мы просто вернулись к хорошо забытому старому – в Советском Союзе День победы над милитаристской Японией был красным днём календаря и даже некоторое время был выходным. В «демократическое время» после распада СССР эту дату перенесли на 2 сентября, поскольку в этот день её отмечают американцы. Однако в СССР именно 3 сентября был днём, когда верховный главнокомандующий И.В. Сталин поздравил советский народ с победой над Японией, к которой, по его словам, у нашей страны был особый счёт: японцы почти сорок лет оккупировали Южный Сахалин и Курильские острова исторически принадлежавшие России. Они же во время интервенции на Дальнем Востоке причинили огромный ущерб экономике и экологии России, отметились зверствами против местного населения.
Вообще на фоне преступлений гитлеровской Германии, у нас в последние десятилетия сложилось отношение к милитаристской Японии, как к некому меньшему из зол среди стран «гитлеровской оси» (Германия-Италия-Япония и др.). С этим никогда не соглашались наши нынешние союзники китайцы. Ведь в ходе Второй мировой войны по некоторым оценкам погибло до 37 миллионов жителей «Поднебесной» и большинство из погибших были расстрелянные и замученные, отравленные газами мирные китайцы. В одной только Нанкинской резне погибло по разным подсчётам от 200 до 500 тысяч китайцев. Изощрённости казней, применявшихся в Нанкине, могли «позавидовать» немецкие эсэсовцы. По сути дела, режим японского императора Хирохито был нацистским, поскольку проповедовал превосходство японцев над соседними народами Юго-Восточной Азии. Что и давало моральные основания японской военщине безжалостно уничтожать «недочеловеков».
Ещё один из устойчивых мифов, который успели изрядно внедрить в том числе и в сознание россиян, состоит в том, что не вступление в войну Советского Союза в 1945 году, а только атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки вынудили Японию капитулировать.
Однако на самом деле ядерные бомбардировки не испугали воинственных японцев. Про радиацию тогда было ещё ничего не было известно. В Токио лишь поняли, что у США появилось новое сверхмощное оружие. Однако от бомбардировок пострадало в основном мирное население и военные горели жаждой мщения. И, как мы знаем сейчас, у американцев было лишь несколько атомных бомб на тот момент, и уничтожить страну восходящего солнца им было не под силу.
Между тем, как справедливо считаетруководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов, именно вступление СССР в войну с Японией и молниеносный разгром советскими войсками Квантунской армии послужили главными факторами ускоренного окончания войны и безоговорочной капитуляции Японии.
Ведь режим Хирохито готовился сражаться, не считаясь с потерями. Японцы надеялись вынудить американцев согласиться пойти на перемирие на приемлемых для себя условиях. В частности, они хотели сохранить режим и из всех своих огромных завоеваний оставить себе «хотя бы» Корею.
Уже первые бои на японском острове Окинаве привели к большим для американского десанта потерям. Американские военные предупредили руководство США, что, учитывая решимость японцев сражаться, война может затянуться до 1946 года и стоить ещё сотен тысяч погибших американских солдат.
При этом общая численность Квантунской армии, расположенной в Китае и Корее с союзными подразделениями, составляла более миллиона человек. Японцы имели эшелонированную оборону и все необходимые ресурсы для ведения затяжной ожесточённой войны. Их солдаты были настроены сражаться до конца. Была даже идея, на случай захвата американским десантом Токио перенести столицу Японской империи в корейский Пхеньян. То есть японцы считали, что Квантунская армия способна сопротивляться долгое время. Но Красная Армия к тому времени обладала колоссальным опытом ведения войны. В результате стремительного наступления, основная часть которого длилась всего 10 дней – с 9 по 19 августа 1945 года, было уничтожено 84 тысячи японских солдат и офицеров. Почти 600 тысяч были взяты в плен. Безвозвратные потери Красной Армии составили 12 тысяч человек. Довольно убедительная статистика для тех, кто любит повторять, что советские маршалы и генералы только и делали, что«заваливали врагов трупами».
Для Японии захваченные территории Кореи и Китая к моменту окончания Второй мировой войны оставались последней серьёзной сырьевой базой. Тех природных ресурсов, что имелись на собственно японских островах для ведения упорной борьбы с сильнейшими державами мира, не хватило бы надолго. Именно поэтому, осознав бесперспективность борьбы после разгрома Квантунской армии, Хирохито вынужден был согласиться на безоговорочную капитуляцию. В очередной раз верный союзническому долгу СССР не только приблизил окончание самой кровопролитной в мировой истории войны, но и помог союзникам избежать огромных потерь.
Алексей ПОЛУБОТА