Найти в Дзене

Глава 48 Промзоны Пензы. Условная классификация промзон по степени интеграции с транспортной системой города

Для осознания важности той или иной промзоны в структуре города необходимо понимать причины, по которым эти промзоны размещены именно там, где сегодня мы их видим. Функционирование промзоны, если объяснять, как можно проще, происходит по следующему сценарию: по ЖД на территорию промзоны, например, поставляются комплектующие и материалы из других регионов, а по главным автодорогам проходящим вдоль промзон осуществляется транспортная связь с городом (поставка товаров и обеспечение рабочей силой производственных мощностей). Подробнее о принципах функционирования индустриального города читаем в главах 33.3 и 22) Таким образом условно, промзоны в нашем г. Пенза можно разделить на группы по степени интеграции с транспортными артериями города В первую, стратегически наиболее важную, группу можно отнести промзоны с потенциальной шириной порядка 500м или более, расположенные между главными ЖД путями и самыми крупными автодорогами города. На данный момент территорий, соответствующих
Оглавление

Для осознания важности той или иной промзоны в структуре города необходимо понимать причины, по которым эти промзоны размещены именно там, где сегодня мы их видим.

Функционирование промзоны, если объяснять, как можно проще, происходит по следующему сценарию: по ЖД на территорию промзоны, например, поставляются комплектующие и материалы из других регионов, а по главным автодорогам проходящим вдоль промзон осуществляется транспортная связь с городом (поставка товаров и обеспечение рабочей силой производственных мощностей). Подробнее о принципах функционирования индустриального города читаем в главах 33.3 и 22)

Таким образом условно, промзоны в нашем г. Пенза можно разделить на группы по степени интеграции с транспортными артериями города

Группа «А». Территории вдоль главных веток ЖД

В первую, стратегически наиболее важную, группу можно отнести промзоны с потенциальной шириной порядка 500м или более, расположенные между главными ЖД путями и самыми крупными автодорогами города.

На данный момент территорий, соответствующих таким критериям, всего 5.

  1. Общая территория промзоны «Заводского района» между ЖД, ул Гагарина, ул Ленина (1й кольцевой автодорогой) с выходом на Северную хорду (ул Литвинова) и территория промзоны «Северная» ( между ЖД и ул Аустрина с выходом на 2ю кольцевую автодорогу и Северную хорду ) (подробнее)
  2. Территория промзоны «Южная» между ЖД, ул Калинина и 1й кольцевой автодорогой.
  3. Территория мкр. Свинтрест (Терновский мост) между ЖД и 1й кольцевой автодорогой с выходом на ул Терновского (промзона Свинтрест ) (поробнее)
  4. Территория мкр. Маньчжурия между ЖД и 1й кольцевой автодорогой с выходом на ул Измайлова (промзона Стрельбищеснская) (подробнее)
  5. Территория между ЖД, ул 40 лет Октября, 1й кольцевой автодорогой и 2й кольцевой автодорогой.

Это могут быть исторически сложившиеся полнофункциональные промзоны под крупные производства или территории, чей вектор развития в силу объективных предпосылок направлен на создание таких промзон в будущем.

Эти территории являются стратегически важными для города и не могут застраиваться высотными МКД, ни при каких условиях!

Группа «А». Достаточно широкие территории вдоль главных веток ЖД
Группа «А». Достаточно широкие территории вдоль главных веток ЖД
Любой внимательный читатель увидит выбивающийся из данной схемы микрорайон Арбеково, застроенный практически в плотную к ЖД. К сожалению, в концепции развития города в позднем СССР было принято достаточно сомнительное решение развивать жилые кварталы согласно линейной планировочной структуры вдоль ЖД. Железная дорога должна была выполнять роль наземного метро, обеспечивая пассажиро–потоки из спальных районов дальнего Арбекова в промышленный центр города.
Также до некоторой степени к этому типу территорий, можно было бы отнести территории в районе ул Измайлова, ул Бумажников, ул Свободы, ул Кустанайская и ул Чаадаева попадающие внутрь первой кольцевой автодороги. Однако, по некоторым признакам, их стоит классифицировать иначе..

Группа «Б». Территории исторически сложившихся промзон с выделенной железнодорожной веткой

Эта группа территорий не менее важна для города, В отличие от группы «А», тут промзона может быть расположена на значительном удалении от основных веток ЖД. Связь с ЖД осуществляется благодаря выделенной ветке.

На данный момент можно насчитать не более 10 таких промзон

  1. Промзона «Химмаш» расположенная между ул Проспект Победы, ул Германа Титова и ул Строителей (Северная Хорда).
  2. Промзона «Гидростроя» в районе ул Рябова , ул Перспективная (Вторая кольцевая автодорога), ул Центральная.
  3. Промзона «Кирпичного завода» в районе ул Воронова, ул Окружная (Первая кольцевая автодорога), ул Калинина, ул Ватутина. (подробнее)
  4. Промзона «Биосинтез» в районе ул Чаадаева, ул Дружбы.
  5. Промзона «Маяк» в районе ул Бумажников и ул Ново-Нейтральная
  6. Промзона «Измайлова» в районе ул Измайлова, ул Ангарская и Первая кольцевая автодорога
  7. Промзона «Мясокомбината» в районе ул Аустрина
  8. Промзоны «Монтажный» и «Юбилейный» в районе трассы М5 и перспективного варианта третьего транспортного кольца

Все эти промзоны полнофункциональны, имеют связь с ЖД и достаточно хорошо интегрированы в городскую транспортную сеть. Как правило, на этой территории расположены действующие производства (конечно, если их не обанкротили для освоения территории застройщиками).

Естественно разорение таких промзон и тем более застройка высотными МКД недопустимы!

Группа «Б». Территории исторически сложившихся промзон с выделенной железнодорожной веткой
Группа «Б». Территории исторически сложившихся промзон с выделенной железнодорожной веткой

Группа «В». Исторически сложившиеся территории малых промзон вдоль главных веток ЖД

В отличие от группы «А» и «Б», эти территории не предназначены для развертывания крупных производств. Однако, они идеально подходят для размещения малых и средних предприятий, специализирующихся на производстве и оптовой торговле.

Список, конечно, далеко не полный

  1. Промзона ул Чаадаева
  2. Промзона ул Нейтральная (район маг. Лиры)
  3. Промзона ул Саранская (в районе ТЭЦ-1)
  4. Промзона ул Каракозова
  5. Промзона ул Тухачевского (район ст Пенза-3) (читаем)
  6. и тд
Группа «В». Достаточно узкие территории промзон вдоль главных веток ЖД
Группа «В». Достаточно узкие территории промзон вдоль главных веток ЖД

Группа «Г». Исторически сложившиеся промзоны не имеющие прямой связи с ЖД

В отличие от предыдущих трех групп, у этой группы промзон есть ограничения по возможности развертывать производства, нуждающиеся в непрерывных поставках материалов и комплектующих.

Иногда, конечно, предусмотрена связь с соседней полнофункциональной промзоной с помощью подземного автомобильного либо ЖД туннеля, как это было с территорией бывшего завода ВТ. Однако, сегодня такие варианты становятся большой редкостью.

Также, бывает, что ЖД пути подходят практически вплотную к промзоне, но отделены от нее крупной автодорогой, как с территорией цеха 5Б Завода имени Фрунзе.

Нужно отметить , что в современной действительности сохранение этих территорий в качестве зон предоставляющих рабочие места вызывает сложности. Проблема в том, что при отсутствии общепринятой понятной концепции развития и описания процессов функционирования города, эти территории многими рассматриваются в качестве крайне лакомых кусков для строительной ... сферы бизнеса. Объяснить почему их нельзя отдавать под высотную застройку, людям не понимающим принципов функционирования города крайне сложно.

В любом случае, для эффективного вовлечения этих территорий в хозяйственный оборот, нужно учитывать их назначение в функциональной модели индустриального города.

Сегодня такие территории нужно развивать таким образом, что бы уравновешивать настроенные жилые кварталы высотных МКД.

В качестве примера такого развития следует указать на перспективную территорию промзоны вдоль трассы 58К-283 (продолжение ул.Ново-Терновская). Экономически, размещение в этом месте промзоны не особо целесообразно. Однако, она очень необходима городу Спутник для решения проблемы трудовой занятости в шаговой доступности.

Некоторые примеры таких промзон

  1. Промзона Цеха 5Б Завода имени Фрунзе (Второй участок Завода «ЗИФ» по ул Гагарина и ул Строителей )
  2. Промзона ГПЗ (ул Антонова)
  3. Промзона бывшего завода ВТ (и новая планируемая промзона за городом вдоль трассы 58К-283)
  4. и тд
Группа «Г». Промзоны не имеющие прямой связи с ЖД
Группа «Г». Промзоны не имеющие прямой связи с ЖД

Вместо эпилога

Размещение промзон просто не может быть хаотичным. Их расположение выбиралось, исходя из экономической целесообразности использования территорий.

Территории вдоль ЖД (группа «А и В») могут быть использованы исключительно для промышленно–логистического и торгового назначения.

Территории группы «Б» вносят некоторые сложности в автотранспортную систему города и требуют организации ЖД переездов. Однако, так как эти промзоны, как правило, полнофункциональны, то в них до сих пор в большинстве случаев сохранилось реальное производство. Даже в тех случаях, когда производства были обанкрочены, а территории промзон разграблены, размещение производств в них остается приоритетным. Попытка застроить эти территории высотными ЖК следует рассматривать, как действия против интересов города и страны.

Территории группы «Г» это самые незащищенные от посягательств застройщиков территории. Промзоны, не имеющие прямой связи с ЖД в первую очередь предназначены для обеспечения в шаговой доступности трудовой занятостью население. Именно поэтому, эти территории могут быть преобразованы, однако, они не могут сменить своего предназначения.

Грубо говоря, территория, предоставляющая рабочие места, не может сменить свое предназначение на противоположное ( то есть нельзя вместо рабочих мест начинать предоставлять рабочие руки).

В любом случае, продолжать хаотичную застройку города без концепции развития города, без расчетов по балансу между промышленными и жилыми зонами, без расчетов по транспортным потокам и без понимания последствий — это безумие.

Условная классификация промзон по степени интеграции с транспортной системой города
Условная классификация промзон по степени интеграции с транспортной системой города

Предыдущая Глава 47 Внутренняя кольцевая автодорога Пензы (первое кольцо). Варианты реализации и причины выбора маршрута Следующая

Если интересно и желаете продолжения, то распространяйте ссылку на материал. Поднимайте вопросы развития региона в СМИ и в диалогах с администрацией. Фактически единственный способ распространения — это по вашим группам в соцсетях (ВКонтакте, Вайбер, Вацап, Телеграмм). Ставьте лайки, подписывайтесь на канал в Телеграмме, ВКонтакте и Дзене, дочитывайте статью до конца, комментируйте и вносите свои предложения — они важны.

#генплан #генеральныйплан #пенза #дороги #промзона