Найти тему
Протоиерей Андрей Ткачев

Обязательно ли причащаться?

фото взято из открытых источников
фото взято из открытых источников

Схиархимандрит Серафим говорил следующее. Кто придя на литургию, не приложился ко кресту, тот все равно что не был на литургии. Действительно ли это так? Смотрите, что я бы сказал по этому вопросу. Схиархимандрит Серафим наверное имел в виду, что нужно быть до конца на службе. Крест выносится в конце службы, и уже когда отпуст произнесся, и дали крест, поцеловал, то ты был на службе. 

 

Тогда надо говорить так. Нужно прийти на часы, третий, шестой прослушать, потому что литургия без часов - это как птица без крыльев. Третий час, шестой час, и ты уже давно на службе. Ты уже прочистился и уже готов, воспламенился твой дух, и ты готов Богу молиться. И потом вся служба идет до конца, и крест вынесли, Аминь. И Богу слава. И когда читают причастные молитвы благодарственные, ты уходишь. Да, это правильно, это правильно. 

 

А если ты пришел, служба уже шла, а ты только пришел, потом служба еще не закончилась, ты уже ушел, то это ерунда какая-то получается. Так нехорошо. Но я вам вот что скажу еще. Ну немногие, например, приходят на службу, когда закрываются врата, уже священник начинает принимать святые тайны, дробить святые тайны для причастников, они в это время уходят. Надо стоять на службе до конца, до креста. 

 

Да, это правда. Но я вам вот что скажу еще, очень важную вещь, что по духу церковных канонов и правил церковной жизни, по духу решений Соборов Вселенских присутствующий на литургии должен причащаться. Считается, что ты как бы и не был на литургии не тогда, когда ты крест не поцеловал, а тогда, когда ты не причастился. То есть ты пришел на службу, отстоял ее, ушел и не принимал причастие. 

 

Литургия без причастников не имеет смысла. Это как бы такое глубокое попрание правды Божией, когда люди в храме есть и литургия есть, а причастников нет. Это вообще жесточайшее издевательство над Иисусом Христом и смыслом церковной жизни. Поэтому по духу церковных законов, если ты на службе есть, и у тебя нет формальных причин не причащаться, ты должен это сделать. Но некоторые, например, позавтракали, потом в храм пришли. Ну конечно, он не может причащаться, извиняюсь, нельзя завтракать, когда ты в храм идешь. 

 

Надо натощак в храме находиться. Или ты там, скажем, спал с женой в эту ночь и не можешь причаститься. Ну, бывает. Или ты там совершил смертный грех, и ты под епитимьей, ты не можешь причащаться, тебя отлучили на месяц, два, три, на полгода, то понятно. 

 

А в остальных случаях, почему ты не причащаешься? А я не готов. Что значит, не готов? А кто мешал подготовиться? Ты же пришел на службу, ты натощак пришел, ты с бодрым сердцем пришел. Ты любишь Господа, ты каешься в грехах. Что такое не готов? Да никто не готов. Можно всю жизнь готовится и так всю жизнь не быть готовым. Тут нужно разобраться вообще, что такое готов. Поэтому по духу церковных канонов не причащающийся - это человек, который добровольно не причащающийся по неизвестным причинам. Я пока не хочу. Что значит не хочу? Ты же в церкви стоишь, ты же христианин. 

 

На Руси такого никогда не было, потому что у нас плохо знали каноны, поэтому у нас могли на службах стоять годами, причащаться только один раз в год, два раза в год. Но это неправильно, это против духа самих канонов Церкви. Поэтому, конечно, начинать нужно с маленького. Приходить нужно на литургию на часы до возгласа "Благословенно Царство!" Так чтобы этот возглас ты слышал, что бы ты пришел на службу к началу, а не к середине. Если ты Евангелие не слышал, то ты на службе не был. 

 

Нужно прийти как бы перед Евангелием, перед апостолом прийти нужно на службу, да и вообще перед возгласом начальным. Там всего-то лишь на 15 минут раньше. И нужно стоять на службе до выноса креста. Согласен. Но нужно дальше идти и идти нужно к тому, чтобы причащались на службе все. 

 

Ну не все конечно, так не будет, чтобы все причастились. Кто-то заболел, у женщин обычное женское, кто-то значит епитимью имеет. Но нужно, чтобы большинство причащались, потому что литургия она освещается и завершается приступанием людей к Чаше. Надо обязательно приступать людям к Чаше Господней и принимать святые тайны. 

 

Вот это и есть действительно подлинная церковность. И конечно нужно крест поцеловать. Это все тоже надо конечно делать.