Найти тему
Незримая помощь

«ПРИБАВЛЕНИЕ УМА» – икона Пресвятой Богородицы, через которую вразумляются люди, не справляющиеся с жизненными обстоятельствами

образ Божией Матери "Прибавление ума". Вариант иконографии
образ Божией Матери "Прибавление ума". Вариант иконографии

Иной раз в нашей жизни случаются ситуации, попадая в которые мы сами себе напоминаем плутающих во тьме путников. В такие моменты нам сложно принять правильное решение, сложно сделать нужный выбор. Порой нам даже кажется, что выбор мы, вроде бы, сделали и правильно, а на самом деле он оказался ошибочным.

И где-только не пытаются люди найти подсказки для своих решений и поступков! Кто-то всматривается в звездное небо, ожидая увидеть на нем благоприятное для какого-либо действия расположение звезд, кто-то обращается к древним знаниям предков, кто-то прибегает к рекомендациям различных псевдоучений, обещающих своим адептам чуть ли не сиюминутную радость. Действительно, ведем мы себя порой как неразумны дети, не знающие, как им решить свои проблемы без помощи взрослых.

Однако есть в нашей Церкви одна удивительная и не слишком часто встречающаяся икона Пресвятой Богородицы. Икона, к которой притекают богомольцы в час, когда им особенно необходимо вразумление и ниспосылаемое свыше наставление. Называется она «Прибавление ума».

ОТКУДА ПОЯВИЛОСЬ НА РУСИ ЭТО ИЗОБРАЖЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ

История появления этого образа на Руси до сих пор точно не выяснена. Доподлинно известно только то, что первообразом данного изображения является находящаяся в итальянском городе Лоретто статуя Лоретской Божией Матери, которую иногда в народе именуют «Ключом к разуму».

Лоретская Мадонна в Италии
Лоретская Мадонна в Италии
Пресвятая Дева Розария («Розария» - титул Богородицы в Католической Церкви). Данный образ выполнен в католической художественной традиции, сложившаяся в Куско (Перу), во время колониального периода, в XVI-XVIII веках.
Пресвятая Дева Розария («Розария» - титул Богородицы в Католической Церкви). Данный образ выполнен в католической художественной традиции, сложившаяся в Куско (Перу), во время колониального периода, в XVI-XVIII веках.

Но существует и другая версия появления на Руси этого образа.

Согласно Преданию, в царствование государя Алексея Михайловича, в период реформ Патриарха Никона, жил в нашем Отечестве некий известный иконописец. Мастер он был искусный, однако никак не мог разобраться, как же, все-таки, правильно изображать на святых иконах крестное знамение: двумя или тремя перстами. И так он себя извел этими мыслями, так изнурил себя чтением богомудрых книг и всяких наставительных святоотеческих рассуждений, что совершенно помрачился разумом. Вышел тогда тот человек из своей мастерской, сел на лошадь и поскакал по улицам, громко смеясь и бормоча непонятные посторонним слова: «Два или три? Два или три перста? Так, два или три?»

Неожиданно оказался он у церкви. Слез иконописец с коня, уселся на паперти и, задрав голову к Небесам возопил во всеуслышание: «Так два или три? Вразуми меня, Господи!»

Что и как происходило дальше неизвестно, но только поутру очутился тот мастер в своем доме. Сидел он на собственной постели и никак не мог припомнить, что с ним случилось накануне. От этих размышлений отвлекла его нестерпимая боль в ногах, настолько сильная, будто бы носился он весь предыдущий день по каменьям острым.

«Что же это, Господи? Пресвятая Владычица! Помоги мне!» - воскликнул несчастный страдалец. И тотчас возник перед ним дивный образ: предстала пред иконописцем Сама Царица Небесная! Она печально посмотрела на мастера и повелела написать ему Ее лик, чтобы перед ним помолиться. Богородица пообещала, что после этого больной рассудок иконописца полностью исцелится и все в его жизни снова наладится.

Однако тяжек был путь больного иконописца к исцелению.

По утрам он все также пребывал в безумии и, не помня себя, носился по улицам. А вечером, придя несколько в себя, он на коленях просил Божию Матерь помочь ему и водить его рукой по иконописной доске, чтобы не исказить ненароком Ее Пресветлый Образ. И таким образом, день за днем, все больше и больше проступало изображение на доске той. И когда завершена была работа, страждущий мастер полностью исцелился.

О САКРАЛЬНОМ СМЫСЛЕ ЭТОЙ ЗАГАДОЧНОЙ ИКОНЫ

Если рассмотреть этот образ внимательнее, можно заметить, что на иконе «Прибавление ума» Богородица и окружающие Ее Ангелы изображены на фоне некоего отверстого сакрального «Прохода». И это не просто проход. Это – тот самый проход, по которому душа человеческая переходит по кончине нашей в Жизнь Вечную. Это, если можно так сказать, «переход» ведущий из материального тленного мира в Царство Небесное.

А что касается необычного изображения Богородицы, словно бы завернутой в некий таинственный «кокон», то это вовсе не «кокон», а, всего на всего, символическое изображение особого древнего священнического одеяния, которое называется «далматика». Это одеяние представляет собою расшитую золотом ризу, и оно до сих пор сохраняется в облачение священнослужителей Западной Церкви.

То, что Царица Небесная и Ее Божественный Сын вместе одеты в одно одеяние – и есть символ главного показателя разумности человека. Ведь Богородица – земная Женщина, а Ее Сын – Извечное Божество, и они объединены вместе, стоя притом на фоне «Прохода в Вечность». Это означает, что только человек, объединивший свою жизнь со Спасителем, сможет достигнуть Вечной Жизни в Чертогах Небесных. И только человек, познавший своего Создателя и уверовавший в Искупительный Подвиг Сына Божиего, МОЖЕТ СЧИТАТЬСЯ ИСТИННО РАЗУМНЫМ. Это и есть главный КЛЮЧ К РАЗУМУ (как именуют этот образ Небесной Владычицы представители Западной Церкви), позволяющий верующему человеку не зря пройти земной путь и достигнуть блаженства в Чертогах Небесных, где нет уже никаких невзгод и страданий. В этом и заключается главный духовный смысл этого, на первый взгляд, весьма таинственного образа.

икона Богородицы "Прибавление ума". Вариант иконографии
икона Богородицы "Прибавление ума". Вариант иконографии

В КАКИХ СЛУЧАЯХ ВЕРУЮЩИЕ ПРИТЕКАЮТ ЗА ПОМОЩЬЮ К ЭТОМУ ОБРАЗУ

Икона Богородицы «Прибавление ума» довольно редкая. Далеко не в каждом православном приходе можно ее увидеть.

Чаще всего притекают к этому лику Божией Матери родители, заботящиеся о том, чтобы их дети росли разумными и хорошо учились.

Но перед ним молятся не только об учениках и познающих мир детях. Как понятно из названия, икона эта располагает людей к тому, чтобы они молились перед ней о получении знаний, о вразумлении в непонятных и запутанных обстоятельствах, когда есть ощущение, что собственными силами разрешить трудности они не смогут.

Молятся перед этим образом также и о душевнобольных людях или о тех родных и близких, которые по своему неразумию отдалились от Церкви.

-5