Найти тему
несокрушимая и легендарная

На грани краха: трещит по швам проект совместного франко-германского единого европейского танка (MGCS)

Фото и заголовок к статье от 2016 года: Приготовься, Россия, у этой европейской державы есть планы относительно нового смертоносного танка
Фото и заголовок к статье от 2016 года: Приготовься, Россия, у этой европейской державы есть планы относительно нового смертоносного танка

Наверняка кому-то из вас известно, что в 2017 году Германия и Франция анонсировали старт многомиллиардного проекта по совместной разработке нового европейского основного боевого танка нового поколения Main Ground Combat System (MGCS), что переводится как «Основная наземная боевая система».

Шесть лет назад Ангела Меркель и Эммануэль Макрон объявили о франко-германском сотрудничестве в области разработки европейского ОБТ нового поколения
Шесть лет назад Ангела Меркель и Эммануэль Макрон объявили о франко-германском сотрудничестве в области разработки европейского ОБТ нового поколения

Согласно заявлениям, MGCS это не просто европейский основной боевой танка, который должен прийти на замену французскому ОБТ Leclerc и его немецкому конкуренту Leopard II. MGCS – это, образно говоря, боевая единица, включающая в себя танк, роботизированные машины сопровождения, беспилотники. И все это должно быть связано в единую информационную сеть в свете концепции «сетецентрических войн».

-3

Ни для кого не является секретом, что проект MGCS стал ответом на создание Россией ОБТ Т-14 «Армата».

Т-14 "Армата".  Форум Армия 2023
Т-14 "Армата". Форум Армия 2023

Заказы на производство MGCS планировалось разделить поровну между Германией и Францией.

Вот только не надо быть «семи пядей во лбу», чтобы понять, что этот западный проект, как и два предыдущих обернется очередным пшиком, а его провал является лишь вопросом времени.

Возможно, вы не в курсе, но это уже третья попытка Франции и Германии создать единый «Europanzer».

История первого проекта «европейского танка» относится ко второй половине 50-х годов прошлого столетия, когда ФРГ получила право иметь свои вооруженные силы. В проекте должны были участвовать ФРГ, Франция и Италия.

Справедливости ради скажем, что тогда каждая из названных стран должна была самостоятельно разрабатывать танк согласно общим требованиям сторон. Затем эти машины должны были испытать и выбрать лучшую, которая затем поступила бы на вооружение европейских стран.

Один из вариантов немецкого прототипа для программы Europanzer от группы А (Porsche, МАК) с башней от Rheinmetall
Один из вариантов немецкого прототипа для программы Europanzer от группы А (Porsche, МАК) с башней от Rheinmetall

Италия не входила в число ведущих танкостроительных держав и быстро выбыла из проекта. Со временем, между Францией и Германией возникли разногласия по вопросу характеристик машины, ее вооружению, да и политические отношения между этими странами оставляли желать лучшего.

В 1963 году ФРГ заявило о своем выходе из соглашения по созданию «евротанка» по причине того, что они разрабатывали боевую машину под стандарты НАТО, а это не устраивало Францию, которая, как известно, на тот период планировала выйти из Североатлантического альянса.

В конце 70-х годов ФРГ и Франция вновь решили объединить свои силы в создании «европейского танка», но уже к 1982 году стало ясно, что и этот проект «накрылся медным тазом».

Поговаривают, что стороны не смогли поделить будущие прибыли и разорвали соглашение. Вскоре после этого у французов появился АМХ-56 «Леклерк», серийное производство которого началось в 1992 году. При этом, знатоки бронетехники Германии утверждают, что французы, при создании «Леклерка», без зазрения совести умыкнули многие немецкие наработки.

И вот – третья попытка!

В русском языке есть поговорка: «Бог любит Троицу», вот только вряд ли это применимо к проекту MGCS.

Согласно имеющейся информации, до 2024 года планировалось создать первые демонстрационные, а через год, уже полноценные опытные образцы. Серийное производство должно было начаться не позднее 2035 года. Затем этот срок был сдвинут на 2040 год, но и эта дата в настоящее время ставится под сомнение.

С начала проекта MGCS прошло уже шесть лет, но, судя по сообщениям западной прессы, дело дальше говорильни не продвинулось. Нет, конечно, что-то там делается, но тот факт, что стороны так и не пришли к единому мнению, как должен выглядеть единый европейский ОБТ, каковы будут его ТТХ и вооружение, говорит сам за себя.

До сих пор ведется спор о том, как будут распределяться контракты. Не удалось достичь соглашения о том, какие подсистемы основного боевого танка будущего будут разрабатываться Германией, а какие Францией. Не все благополучно с финансированием, а за кулисами идет борьба за то, какая же из сторон станет лидером этого проекта.

Поначалу вопрос о лидерстве не стоял, поскольку немецкая компания Krauss-Maffei Wegmann (KMW) участвующая в этом проекте и ее французский партнер, государственная компания Nexter, в 2015 году объединились в концерн - KMW+Nexter Defense Systems.

Но в 2019 году к MGCS присоединилась компания Rheinmetall, что не удивляет. Разве мог ведущий европейский производитель танков упустить возможность «откусить свой кусок» от «пирога MGCS»?

Таким образом, по мнению французской стороны, Германия в изначально заявленном равноправном проекте получила преимущество, что ставит его под угрозу.

И эти опасения не беспочвенны. Получив свою долю в проекте MGCS, вряд ли стоит сомневаться, что для Rheinmetall на первом месте всегда будет оставаться собственное благополучие, тем более что в свете последних неудач «Леопардов» в зоне конфликта, международные конкуренты теснят и лишают немецкого производителя танков важных заказов.

Где-то в зоне СВО
Где-то в зоне СВО

К тому же, новый министр обороны ФРГ Борис Писториус отдал распоряжение изменить концепцию в подходе к закупкам вооружений для бундесвера. По его словам, предпочтение должно быть отдано в первую очередь доступным и экономически выгодным решениям, а фактор времени должен быть поставлен во главу угла.

Глава минобороны ФРГ Борис Писториус
Глава минобороны ФРГ Борис Писториус

Как результат, прошла информация, что пару-тройку месяцев назад Бундесвер заказал «Леопарды» модификации 2А8, а в прошлом году на международной выставке Eurosatory «Рейнметалл» продемонстрировал свою новую разработку, ОБТ Panther KF51. Новый танк вооружен 130-мм орудием, оснащен механизмом заряжания. Экипаж состоит из трех человек.

Если эти разработки вызовут интерес у стран НАТО, то проект MGCS потеряет свою актуальность.

По мнению представителей немецкой промышленности, сотрудничество с Францией нецелесообразно ни с экономической ни с технологической точки зрения. Немецким танкостроителям по силам самостоятельно разработать танк нового поколения.

И хотя время от времени высокими сторонами ФРГ и Франции делаются громкие заявления в отношении проекта MGCS, пока можно сказать одно: гора родила мышь.

В западной прессе стали открыто появляться публикации о том, что этот проект с высокой вероятностью ждет провал, как и другие подобные предыдущие проекты.

Несостоявшиеся проекты

1. Проект «Europanzer» (Франция, ФРГ, Италия) (1957-1963)

2. Проект МВТ-70 (ФРГ, США) (1963 - 1970)

3. Проект единого европейского ОБТ (Франция, ФРГ) (1979-1982)

4. Проект совместного евроистребителя (Франция, ФРГ) (1984)

5. Проект MGCS (Франция, ФРГ) (2017 - ?)