Песня, которая побудила написать этот текст, называется «Третье сентября» в исполнении Михаила Шуфутинского. Её вы сегодня наверняка услышите не раз.
Для вступления необходимо отметить, что в культуре принято различать понятия оммажа и плагиата. Если вы хотите выразить дань уважения своему любимому художнику, режиссёру или музыканту, то вполне можете логично и органично использовать что-то из его творчества в своём собственном творении — то есть указать на источник вдохновения и поблагодарить повлиявшего на вас мэтра. Хороший пример оммажа в музыке показали в своё время панк-электронщики Prodigy, которые использовали в своей Woodoo People 1994 года основной гитарный рифф из композиции Very Ape группы Nirvana, вышедшей годом ранее. То есть Кейт Флинт сотоварищи просто дали понять — да, обожаем Nirvana, да, помним, да, чтим.
Плагиат — это совсем другое. Понятно, что хитовых мелодий с каждым годом становится всё меньше, но шоу-бизнес-то умирать не собирается. И что делать композиторам? Есть интересный, но варварский способ — воровство чужих мелодий и гармоний. И тут уже дело не в уважении к коллегам, а в желании выпускать альбомы, клипы, зарабатывать деньги. Однако плагиат вполне себе наказуем, если доказан в суде. Но есть тонкость: обычно под плагиатом суд понимает полностью скопированное произведение, а не какие-то его части. Поэтому в нашей стране вопросы о краже произведений чаще всего возникали к Филиппу Киркорову, а вот, к примеру, творчество Игоря Талькова или той же группы «Технология» вполне можно списать на оммаж. В общем, дело ясное, что дело тёмное: многое зависит от конкретной ситуации, как и от того, кто и с кем судится. А мы возвращаемся к песне «Третье сентября», вернее к мелодии её припева.
Александр Серов, «Как быть?»
Впервые мотив из припева легендарной песни в исполнении Михаила Шуфутинского встречается в советско-российской музыке в песне "Как быть?" любимца женщин из 80-х Александра Серова: «А может, ночь не торопить и всё сначала повторить...» - не надо обладать абсолютным слухом, чтобы расслышать сходство с «Третьим сентября». Серов записал эту песню в качестве саундтрека к фильму «Сувенир для прокурора» 1989 года, а затем выпустил её на альбоме «Я плачу» в 1991-м. Музыку к картине написал композитор Игорь Крутой. Запомним это.
Михаил Шуфутинский, «Третье сентября»
Главный осенний хит российской музыки увидел свет в 1994 году на сольном альбоме шансонье «Гуляй, душа». Текст написал Игорь Николаев, а музыку… Игорь Крутой! Получается оммаж на самого себя? При этом мелодии и аранжировки куплетов и инструментальных частей этих песен совершенно разные, схожи только припевы. Видимо, мелодии куплетов в небесной музыкальной канцелярии перевелись ещё не до конца.
Вадим Шеин, «Звезда полынь»
Ну а далее мы перемещаемся в Липецкую область. Музыкант и композитор из Лебедяни Вадим Шеин написал песню «Звезда полынь» в 2002 году, а всемирную известность песня получила после того, как концертное видео её исполнения 2007 года под названием «Фееричное шоу от группы «Колизей» завирусилось в мировом интернете, набрав огромное количество просмотров. Припев этой песни весьма и весьма сильно напоминает и первую, и вторую композицию нашего разбора. Однако Вадим Шеин, как большой почитатель рок-музыки, вряд ли делал оммаж на Серова или Шуфутинского. Да и плагиатом тут тоже не сильно пахнет. Тогда одно из двух: эта мелодия просто витала в воздухе, а музыкант зацепил её неосознанно, откуда-то из подростковых глубин памяти, когда Серов и Шуфутинский звучали из каждого телевизора, такое тоже бывает. Либо к созданию песни «Звезда полынь» приложил руку… Игорь Крутой! Но это, конечно, шутка.
Всех с третьим сентября!