Найти тему

О происхождении названия Россия - истоки

В форме Ρωσία (Россия) название нашей страны впервые встречаем в трактате "Об управлении империей" Константина Багрянородного, написанного в середине X века и изданного в 1611 году по сохранившимся рукописям: Constantine VII Porphyrogenitus (Emperor of the East). De administrando imperio: ad Romanvm f. Liber nunquàm antehac editus. Ioannes Mevrsivs primus vulgavit, latinam interpretationem ac notas adjecit.

Constantine VII Porphyrogenitus (Emperor of the East). De administrando imperio: ad Romanvm f. Liber nunquàm antehac editus. Ioannes Mevrsivs primus vulgavit, latinam interpretationem ac notas adjecit. Глава 9 стр.15
Constantine VII Porphyrogenitus (Emperor of the East). De administrando imperio: ad Romanvm f. Liber nunquàm antehac editus. Ioannes Mevrsivs primus vulgavit, latinam interpretationem ac notas adjecit. Глава 9 стр.15
-2

Митрополия Ρωσία (Росии или Киева Росии) называется в двух редакциях Списка, составленного в конце X века (№ 10. р. 333.57-681; р. 335.(59)-701).

Списки и их нумерация по изданию: Darrouzes J. Notitiae episcopatuum Ecclesiae Constantinopolitanae. Paris, 1981.

Перевод на русский язык по изданию: Бибиков М.В. Byzantinorossica III. Свод византийских актовых свидетельств о Руси (византийские акты X–XIII вв.). - 2-е изд. - М.: Издательский Дом ЯСК, 2018.

Darrouzes J. Notitiae episcopatuum Ecclesiae Constantinopolitanae. Paris, 1981.
Darrouzes J. Notitiae episcopatuum Ecclesiae Constantinopolitanae. Paris, 1981.
Darrouzes J. Notitiae episcopatuum Ecclesiae Constantinopolitanae. Paris, 1981.
Darrouzes J. Notitiae episcopatuum Ecclesiae Constantinopolitanae. Paris, 1981.

24 апреля 1387 г. в Константинополе в Студийском монастыре глава Русской Церкви митрополит Киприан закончил переписку Лествицы Иоанна Синайского (РГБ. Ф.173/I №152.) и в конце рукописи (л. 279 об.) сделал запись: «В лето 6895, априлиа 24, съвръшишяся сия книгы в Студийской обители Киприаном смереннымъ митрополитом Кыевскымъ и всея Росия». Это первая известная запись названия нашей страны "Россия" на кириллице.

Лествица Иоанна Синайского. РГБ. Ф.173/I №152, л. 279 об.
Лествица Иоанна Синайского. РГБ. Ф.173/I №152, л. 279 об.
-6

В 1409 году митрополит Литовский и всея Руси Григорий Цамблак написал Надгробное слово митрополиту Киприану под названием: «Григория мниха и прозвитера, игумена обители Плинаирьскыа, надгробное иже во святых по истинне Киприану, архиепископу Росийскому», причем в самом тексте Киприан назван «светилом Росийской земли» (Син.384. ГИМ 80370/1002. Л.236, 244 - список датируют 20-ми годами XVI в.).

Слова Григория Цамблака и Послание патриарха Фотия к Михаилу, царю Болгарскому, Слова Максима Грека. Син.384.ГИМ 80370/1002. Лист 236.
Слова Григория Цамблака и Послание патриарха Фотия к Михаилу, царю Болгарскому, Слова Максима Грека. Син.384.ГИМ 80370/1002. Лист 236.
Слова Григория Цамблака и Послание патриарха Фотия к Михаилу, царю Болгарскому, Слова Максима Грека. Син.384.ГИМ 80370/1002. Лист 244.
Слова Григория Цамблака и Послание патриарха Фотия к Михаилу, царю Болгарскому, Слова Максима Грека. Син.384.ГИМ 80370/1002. Лист 244.

В сборнике 50-х годов XV века (РГБ. Ф.310 №1157. Из Собрания рукописных книг В. М. Ундольского.) титул самого митрополита Григория Цамблака сопровождается словом «Росийский»: "Григориа архиепископа Росийскаго слово на божественое Преображение Господа и Бога и Спаса нашего Исус Христа" (Унд. 1157. Л. 85); "Григория архиепископа Росийскаго слово на всечестное успение преславныя Владычица наша Богородица" (Унд. 1157. Л. 91 об.); "Григориа архиепископа Росийскаго слово на усекновение главы честнаго и славнаго Пророка и Предтеча и Крестителя Иоанна" (Унд. 1157. Л. 96). Текст слов Григория Цамблака датируют 1415-1419 гг.

Сборник 50-х годов XV в. из Собрания рукописных книг В.М. Ундольского.                                                 РГБ. Ф.310 №1157. Лист 85.
Сборник 50-х годов XV в. из Собрания рукописных книг В.М. Ундольского. РГБ. Ф.310 №1157. Лист 85.

Как видно из текстов первоначально термин «Росия» бытовал в основном в церковной среде. Так старшие списки Софийской первой и Новгородской четвертой летописей, относящиеся к XV веку, включают каталог епархий Константинопольской патриархии, где на 61 месте значится митрополия «Росия». Считается, что протографом летописей послужил свод митрополита Фотия, составленный в 1418 году.

Список Софийской первой летописи М.А.Оболенского. РГАДА. Ф.135. Отд.V, рубр.2. № 3, л.11об. Датируется концом 70-х — началом 80-х гг. XV века
Список Софийской первой летописи М.А.Оболенского. РГАДА. Ф.135. Отд.V, рубр.2. № 3, л.11об. Датируется концом 70-х — началом 80-х гг. XV века

Не позже 1435 года название "Росия" появляется в Церковном уставе (РГБ. Φ. 304/1. № 239): в тексте служб поется многолетие «митрополиту Киевскому и всея Росиа» (л. 121, 137 об.). Так как богослужение проводилось по Церковным уставам, то название «Росия» начинает внедряться в массовое народное сознание.

Церковный устав - РГБ. Φ. 304/1. № 239, лист 121. Датируется 1435 годом.
Церковный устав - РГБ. Φ. 304/1. № 239, лист 121. Датируется 1435 годом.

Вывод Клосса Б.М.: "...еще до приезда Софии Палеолог в 1472 г. на Руси название «Росия» становится достаточно известным (особенно в церковной среде, близкой к митрополиту), а посредством богослужебного Устава, распространявшего повсеместно титул митрополита «Киевского и всея Росия» (не позднее 1435 г.), термин «Росия» внедряется в массовое сознание".

В 1485 году Иван Черный сделал приписку к „ЕЛЛИНСКОМУ ЛЕТОПИСЦУ" (РГБ, Ф.228 №162, в поиске лист 422): "Написана бысть сия книгы в дни благочестиваго великаго князя Ивана Васильевича Владимерскаго, и Новогородцкого, и Московскаго всея Росия, и в дни сына его, великаго князя Ивана Ивановича всея Росиа, и при архиепископе Геронтии, митрополите всея Росия, в преименитом и велицем граде Москве, лету сущу 6993 месяца иулиа 22, индиктиона втораго".

«Еллинский летописец». РГБ. Ф.228 №162, приписка Ивана Черного. Датируется 1485 годом.
«Еллинский летописец». РГБ. Ф.228 №162, приписка Ивана Черного. Датируется 1485 годом.

Ивана Черного, дьяка Антония, Ивана Лукьянова, Михаила Медоварцева, Сидка Молчанова и других считают переписчиками великокняжеской мастерской (скриптория), располагавшейся в «застенке» Архангельского собора в церкви великомученика Никиты. Иван Черный в своей приписке к „Еллинскому летописцу" сообщает: "Бяше же нас, яже въ заповедех повелениа царя, два чиновнаа рядовника, раби же и сослужебници двадесят и четыри". Именно с их работой связывают развитие традиции написания названия "Росия" в конце XV - начале XVI вв.

ИСТОЧНИКИ и ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

  1. Соловьев А.В. Византийское имя России.// Византийский временник. Т. 12. М., 1957.
  2. Тихомиров М.Н. О происхождении названия Россия. Вопросы истории, 1953, №11.
  3. Максимович М.А. "О названии Киевской Руси Россией" (статья от 30.11.1867) и та же статья под названием «Об употреблении названий Россия и Малороссия в Западной Руси».
  4. «Лествица» преп. Иоанна Лествичника, списанная митрополитом Киприаном. РГБ. Ф.173/I №152. (Л. 279 об.) - 1387г.
  5. «Еллинский летописец» - РГБ. Ф.228 №162, приписка Ивана Черного на листе 422 в поиске - 1485г.
  6. Приписка Ивана Черного к «Еллинскому летописцу». 22 июля 1485г. - по изданию: Казакова Н.А., Лурье И.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - начала XVI в. М.-Л. 1955.
  7. Constantine VII Porphyrogenitus (Emperor of the East). De administrando imperio: ad Romanvm f. Liber nunquàm antehac editus. Ioannes Mevrsivs primus vulgavit, latinam interpretationem ac notas adjecit. Ex officinâ typographicâ I. Balduini, Impensis L. Elzeviri, 1611.