Найти тему
Москвич Mag

«Женщина в стене» эффектно обличает церковь, притворяясь страшной сказкой

Одинокая пьющая портниха Лорна (Рут Уилсон) регулярно ходит во сне, так что никто не удивляется, обнаружив ее лежащей на проселочной дороге в белом платье. Не удивляется, очнувшись, и сама Лорна, которая, кажется, уже давно перестала задаваться вопросами, где провела предыдущую ночь и почему проснулась в окружении коров или, скажем, в своей постели, но в одежде и с игрушечными рожками на голове. Жизнь в живописном вымышленном городке Килкинуре вполне типична для провинциальной Ирландии — здесь все друг про друга все знают.

Потрясением для жителей городка становится прибытие дублинского полицейского Колмана Аканде (Дэрил Маккормак), расследующего убийство священника Перси Шиэна, машина которого была найдена рядом с Килкинуром. Уважаемого в Дублине пастора здесь ненавидят — за работу в приютах Магдалины, через которые прошли многие местные женщины. Одних родители отдали в эти «дома для падших женщин» из-за ранней беременности, других просто за то, что выросли слишком красивыми (а значит, «расположенными к греху»). Пятнадцатилетняя Лорна тоже прошла через один из приютов, там у нее забрали дочь Агнес. Накануне прибытия Колмана она получила анонимное сообщение, касающееся судьбы ребенка, а на следующий день обнаружила дома труп неизвестной женщины. Поскольку из-за сомнамбулизма она не может вспомнить ничего об убитой, Лорна замуровывает тело в стену и начинает собственное расследование.

Болевой центр сюжета нового сериала BBC One — сеть приютов Магдалины, которые в отличие от Килкинура, увы, не выдуманы шоураннером Джо Муртой, а существовали в Ирландии с XVIII века. Последний из них закрылся лишь в 1996 году, а до этого момента эти исправительные учреждения служили живой иллюстрацией власти, которую Католическая церковь имеет над простыми ирландцами. И особенно над ирландскими женщинами. Героини «Женщины в стене» — сплошь жертвы этих учреждений, которые за чаем обсуждают возможность коллективного иска. Убийство священника, служившего в приютах, конечно, подливает масла в огонь.

Жуткая история изуверских приютов заставляет вспомнить «По воле божьей» Франсуа Озона, где речь шла о тщательно скрываемой практике педофилии среди (французских, правда) католических священнослужителей. Однако «Женщина в стене» принципиально ни разу не скатывается в публицистику, обходит жанр суровой социальной драмы стороной. По форме сериал больше напоминает «Банши Инишерина» Мартина Макдоны. Здесь нет залпового обстрела ударными репликами и прочей демонстрации остроумия, зато все пропитано особым ирландским абсурдизмом, уместно снижающим градус пафоса. Здесь постоянно что-то происходит: экранным временем завладевают колоритные продавщицы, герои обсуждают, как правильно есть чипсы, а если что — под рукой у них всегда есть топор. Несмотря на невеселые обстоятельства, скучать зрителю здесь совершенно некогда.

Ну а главная победа шоу, разумеется, Рут Уилсон. Актриса фантастического обаяния снискала славу игрой на вторых ролях («Лютер») или в ансамбле («Любовники»). «Женщина в стене» дает ей в полной мере раскрыться в качестве готической дивы. Именно благодаря игре Уилсон сериал уверенно приобретает черты страшной сказки или даже социального хоррора. И в условиях сонного зазеркалья, в котором пребывает главная героиня, обличительный пафос, как ни странно, звучит лишь хлеще.

Фото: BBC One