ОПИСАНИЕ И РАЗМЕРЫ ЖЕРТВЕННИКА
“И вот размеры жертвенника локтями, считая локоть в локоть с ладонью: основание в локоть, ширина в локоть же и пояс по всем краям его в одну пядь; и вот задняя сторона жертвенника. От основания, что в земле, до нижнего выступа — два локтя, а шириной он в один локоть; от малого выступа до большого выступа — четыре локтя, а ширина его в один локоть. Сам жертвенник высотой в четыре локтя; и из жертвенника поднимаются вверх четыре рога. Жертвенник имеет двенадцать локтей длины и двенадцать ширины; он четырёхугольный на все свои четыре стороны. А в площадке четырнадцать локтей длины и четырнадцать ширины на все четыре стороны её, и вокруг неё — пояс в пол-локтя, а основание её в локоть вокруг, ступени же к нему — с востока” (Иез. 43:13-17).
Стих 13. Жертвенник упоминался и раньше, в 40:47. Он размещался точно в центре занимаемой храмом территории. Длина этого жертвенника, измеренная в длинных локтях (локоть с ладонью), составляла чуть больше 53 см в отличие от 43 см, если бы измерения производились в стандартных локтях. Однако точная длина локтя неизвестна.
Стихи 14-17. Жертвенник стоял на углублённом в землю основании и поднимался вверх тремя ярусами (ст. 14). Нижний ярус, или “выступ”, имел шестнадцать локтей в поперечнике. Второй ярус был четырнадцати локтей в длину, а верхний — двенадцати. Однако первый ярус (названный нижним выступом) был короче других; его высота составляла всего два локтя. Высота второго выступа была четыре локтя и высота верхнего выступа была также четыре локтя (ст. 15). Таким образом, общая высота жертвенника равнялась десяти локтям (нижний ярус 2 + средний ярус 4 + верхний ярус 4 = 10 локтей). На самый верх жертвенника вела лестница, расположенная с востока (ст. 15). Длина лестницы более пяти метров. Из жертвенника по всем четырём углам его поднимались четыре рога (ст. 15) высотой в один локоть. Эти рога, являвшиеся самой высокой точкой жертвенника, символизировали силу прощать грехи. (Конечно, из Нового Завета мы узнаём, что эта сила прощения на самом деле шла от крови Христа; см. Евр. 10:4). Рога обмазывали жертвенной кровью (Исх. 29:12; Лев. 4:7; Иез. 43:20). Народ верил, что если человек ухватится за эти рога, то его не убьют (см. 3 Цар. 1:50-53; 2:28-34).
Жертвенник был обращён на восток (ст. 17). Поэтому тот, кто проходил через главные восточные ворота и входил в ворота храма, сразу же попадал к жертвеннику. Жертвенник отделял его от святилища. Человек не мог войти в присутствие Божье, пока его грехи не были искуплены на жертвеннике. Так же и мы можем приступать к Богу только посредством крови Христа (Евр. 4:16; 10:19).
Внешне жертвенник напоминал вавилонский зиккурат, возвышавшийся в форме пирамиды, в которой каждый последующий ярус был меньше предыдущего, отчего вокруг образовывался уступ.
УСТАВЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ЖЕРТВЕННИКА
“И сказал он мне: «Сын человеческий! Так говорит Господь Бог: Вот уставы жертвенника к тому дню, когда он будет сделан для приношения на нём всесожжений и для кропления на него кровью. Священникам от колена Левиина, которые из племени Садока, приближающимся ко Мне, чтобы служить Мне, — говорит Господь Бог, — дай тельца из стада волов в жертву за грех. И возьми крови его, и покропи на четыре рога его, и на четыре угла площадки, и на пояс кругом; и так очисти его и освяти его. И возьми тельца, в жертву за грех, и сожги его на назначенном месте дома вне святилища. А на другой день в жертву за грех принеси из козьего стада козла без порока, и пусть очистят жертвенник так же, как очищали тельцом. Когда же закончишь очищение, приведи из стада волов тельца без порока и из стада овец овна без порока; и принеси их пред лицо Господа; и священники бросят на них соли и вознесут их во всесожжение Господу. Семь дней приноси в жертву за грех по козлу в день; также пусть приносят в жертву по тельцу из стада волов и по овну из стада овец — без порока. Семь дней они должны очищать жертвенник, и освящать его, и наполнять руки свои. По окончании же этих дней, в восьмой день и далее, священники будут возносить на жертвеннике ваши всесожжения и благодарственные жертвы; и Я буду милостив к вам», — говорит Господь Бог” (Иез. 43:18-27).
Стих 18. К жертвеннику прилагалось несколько инструкций, или уставов. Без соблюдения этих священных уставов жертвы были бы бесполезными. У священников, обслуживавших жертвенник, были две обязанности: совершать всесожжения и кропить на него кровью.
Стих 19. Не всем священникам позволялось служить у жертвенника, а только от колена Левиина, которые от племени Садока (см. 40:46; 44:15, 16). Садок, потомок Финееса, был первым первосвященником храма Соломона. Ему был дан завет вечного священства (Чис. 25:13: 3 Цар. 2:35). Священникам из других родов не разрешалось служить из-за их прошлого идолопоклонства (44:10). Их понизили до прислужников вокруг храма.
Стихи 20-22. Первым делом сыны Садока должны были очистить и освятить сам жертвенник (ст. 20). Останки тельца, принесённого в жертву за грех, нужно было сжечь вне всего храмового комплекса (ст. 21). На другой день в жертву за грех нужно было принести козла (ст. 22). Это уникальная практика, ибо нигде в законе о жертвах её нет. Принося в жертву козла, следовало соблюдать ту же процедуру, что и во время приношения тельца. По окончании этой процедуры священники должны были “очистить” жертвенник и приготовить его на тот день. Интересно отметить, что Иезекииль не описывает в деталях очищение священника — требование, на котором особо останавливается Моисеев закон (см. Исх. 29; Лев. 8).
Стихи 23, 24. Священникам из племени Садока полагалось исполнять этот ритуал каждый день — иначе жертвенник считался неочищенным. После заклания этих двух животных священники должны были принести в жертву тельца и овна — того и другого без порока — во всесожжение. Когда приносилась жертва всесожжения, сжигалось всё животное. Таким образом, в отличие от жертв за грех и за преступление (от которых священник брал себе часть), а также мирных жертв (от которых часть получали и священник, и сделавший это приношение), всё животное целиком отдавалось Богу. Бросание соли (ст. 24) не относилось исключительно к законам о жертвоприношении животных. Этот обряд упоминается в Лев. 2:13, где речь идёт о хлебных дарах.
Стихи 25, 26. Предварительное очищение жертвенника осуществлялось семь дней (ст. 25). Несоблюдение этой процедуры означало бы, что жертвенник не очищен и не освящён (ст. 26; см. Исх. 29:37).
Стих 27. После семидневного очищения на жертвеннике можно было совершать всякие жертвы. Людям предписывалось возносить всесожжения (во искупление греха вообще) и благодарственные [в Современном Переводе “мирные”] жертвы (по обету и добровольные) Как сказано выше, мирные жертвы были единственными, от которых часть жертвовавший брал себе. В трёх жертвах за грех (всесожжения, за грех и за преступление) никакой части жертвовавшему не полагалось. Он не должен был извлекать никакой выгоды из своего собственного греха.