Найти в Дзене
Кинооператор рассказывает

232. Что за сущности астрального мира появились на фотоплёнке?

Сразу скажу: на этих снимках нет никакого Фотошопа, уже просто потому, что в те годы (речь идёт об эпохе плёночной фотографии в СССР), его ещё не существовало. И это не манипуляции под фотоувеличителем. Странные "существа" появились на негативной фотоплёнке на самом деле.

Конечно, первая мыслью, которая приходит "обычному" человеку - на фотоплёнку было оказано воздействие астрального мира или что-то подобное.

Помню любительский фотоснимок, где на сцене Дома культуры шёл танец-хоровод типа "Берёзки", а над девушками в верхнем углу снимка появился белый ветвистый разряд. Авто снимка написал, что в этот момент над Домом культуры завис НЛО.

На самом деле эти странные "существа" не имеют никакого отношения ни к астралу, ни к НЛО, ни к каким другим неизученным формам жизни, поскольку это обычные разряды статического электричества.

Вы, наверное, замечали, или во всяком случае, слышали, что если сухие волосы расчёсывать пластмассовой расчёской, то можно услышать лёгкое потрескивание и даже увидеть голубого цвета электрические искры, которые проскакивают между волосами и расчёской.

Разряды статического электричества возникают во время перемотки сухой (пересохшей) фотоплёнки, когда витки трутся друг о друга и даже когда просто разъединяются. Бывало, фотолюбители разряжали плёнку из кассеты и вставляли её в бачок в светлой комнате, укрыв руки по локти синтетическим одеялом, или производили эти действия на ковре. В таком случае разряды возникали почти гарантированно. Чаще всего они напоминали молнии или ветки деревьев. А вот короткие разряды создавали размытые вытянутые серые пятна.

Типичные разряды статического электричества на киноплёнке 1997 года выпуска
Типичные разряды статического электричества на киноплёнке 1997 года выпуска

Когда разряды встречались не на фотоплёнке, а на киноплёнке, то это был, как правило, фабричный брак: нарушение технологического регламента сушки киноплёнки - подача слишком сухого воздуха с высокой температурой в сушильный шкаф. А потом сухая плёнка шла на смотку, где витки триацетатной плёнки тёрлись друг о друга. Но перематывание с одного конца на другой на этом не прекращалось. Широкая киноплёнка шла на резку на 35-мм полосы, разматывалась и сматывалась в узкие рулоны. А потом ещё раз разматывалась и сматывалась во время перфорирования.

Ширина плёнки перед резкой на рулоны
Ширина плёнки перед резкой на рулоны

Постоянно плёнка то сворачивалась, то разворачивалась, и не удивительно, что в определённый момент проскакивали разряды статического электричества..

Особенно этим грешила киноплёнка А-2ш, а вот на НК-2ш такой вид брака встречался реже.

Электроразряды на киноплёнке
Электроразряды на киноплёнке

Бывало, эти разряды приобретали вид некого насекомого с большим количеством "ножек".

-5

Но чаще наблюдались "веточки".

-6

Когда нужно было 300-метровый рулон негативной киноплёнки размотать на куски под 120-метровую или 60-метровую кассету, то опытный кинооператор говорил ассистенту:

- Как бы тебя не торопили, не вращай моталку слишком быстро.

Стоит сказать, что на цветной негативной киноплёнке фирма Кодак придумала эффективный способ борьбы со статическим электричеством. Тыльная сторона киноплёнки покрывалась чёрным сажевым слоем.

Киноплёнка в фотокассете
Киноплёнка в фотокассете

Сажа (уголь) в небольшой степени является проводником электрического тока, и поэтому не даёт скапливаться зарядам статического электричества.

Кроме того, этот сажевый слой выполняет ещё две задачи.

  1. Антифрикционная защита - не даёт образовываться царапинам. Сцарапывается поверхность сажевого слоя, а триацетатная основа остаётся нетронутой.
  2. Противоореольная защита - не даёт образовываться ореолам отражения.

Когда свет проникает в эмульсионный слой, то он проходит дальше, в подложку, почти не преломляясь и не отражаясь, поскольку эмульсия и основа имеют очень близкие коэффициенты преломления. А вот на нижней границе "основа-воздух", на границе двух сред с разными коэффициентами преломления, и происходит отражение.

-8

Чтобы избежать паразитного отражения, на нижнюю (тыльную) поверхность основы наносят чёрный слой, состоящий из сажи. Он нужен только на ту сотую долю секунды, когда происходит экспонирование.А потом он удаляется во время обработки.

Перед проявкой цветного кинонегатива (процесс ECN-2) киноплёнка поступает в размочку, и клей, который удерживает сажу, в щелочной среде разбухает. Поэтому в следующей секции проявочной машины сажевый слой легко снимается вращающимся поролоновым валиком. На валик подаётся струя воды, и сажа, чтобы не испортить проявитель, смывается в канализацию. А дальше киноплёнка поступает в следующий бак проявочной машины, где, собственно говоря, и начинается проявка.

На чёрно-белых материалах нет сажевого слоя, вот поэтому и появляются разряды, преимущественно, на чёрно-белых снимках. Вот и весь секрет образования таинственных "существ" на кино-фотоплёнке и способы борьбы с этим "монстром" внеземной жизни.

*

С вами был кинооператор Л.Коновалов. До новых встреч!

*

P.S. Думаю, всё-таки, что два глаза были подрисованы, хотя не могу утверждать точно. А вот всё остальное - так и было в оригинале.

-9