Помните пародию Александра Иванова на стихотворение Валентина Сидорова? Тот написал книгу «Высокий свод», в которой было вот такое стихотворение:
Косматый облак надо мной кочует,
И ввысь уходят светлые стволы.
Припав к земле, я каждой клеткой чую
Неровное дыхание травы.
Мне этот мир заранее обещан.
Я этим миром с детства увлечён.
Пусть надо мной весёлый лист трепещет,
Насквозь пробитый солнечным лучом!
Хорошее стихотворение, правда, не без поэтической вольности.
А это пародия Иванова:
ВЫСОКИЙ ЗВОН
В худой котомк поклав pжаное хлебо,
Я ухожу туда, где птичья звон,
И вижу над собою синий небо,
Косматый облак и высокий кpон.
Я дома здесь, я здесь пpишёл не в гости,
Снимаю кепк, одетый набекpень,
Весёлый птичк, помахивая хвостик,
Высвистывает мой стихотвоpень.
Зелёный тpавк ложится под ногами,
И сам к бумаге тянется pука,
И я шепчу дpожащие губами:
«Велик могучим pусский языка!»
«Ну и?» — спросите вы. А вот вспомнилось вдруг, когда на глаза попался один текст.
В справочно-правовой системе «КонсультантПлюс» опубликован приказ Минпросвещения России от 03.08.2023 № 581. Зарегистрирован в Минюсте 31 августа, ещё не вступил в силу. Название у него длинное, не буду приводить. А это цитата из него:
«С целью удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся, слабо владеющих или не владеющих русским языком, Организации вправе включить в учебный план общеобразовательной программы курсы, дисциплины (модули), а также реализовывать дополнительные общеобразовательные программы по изучению русского языка в объеме, необходимом для освоения основных общеобразовательных программ.
Для определения потребности в организации курсов, дисциплин (модулей), а также в реализации дополнительных общеобразовательных программ по изучению русского языка проводится диагностика обучающихся на уровень владения русским языком в порядке, установленном локальным нормативным актом Организации».
Наша школа и так притча во языцех: учебные программы всё время меняются, с дисциплиной большие проблемы, многие дети учатся через пень-колоду, треть учителей профнепригодна, так как они уже жертвы ЕГЭ и Болонской системы образования. И вот этой школе ещё нужно изыскивать средства и способы научить русскому языку малолетних мигрантов, которые в нём ни бельмеса. Кто, как, за счёт чего и кого будет их обучать?
В этой ситуации несчастные педагоги просто вынуждены будут всё предельно упрощать, чтобы хоть чему-то выучить. Ещё несколько лет назад некие деятели предлагали разделить ЕГЭ по русскому языку на базовый и профильный уровни... Сейчас об этом не говорят, но обязательно вернутся к этой теме.
Вы знаете, кто у нас руководитель Рособрнадзора? (Ужасное название, правда?) Анзор Музаев, бо-ольшой специалист в сфере образования. Такой же большой, как Сергей Кравцов. Музаев, в частности, заявил, что идёт дискуссия о том, нужно ли сдавать ЕГЭ тем школьникам, которые не планируют поступать в вуз. А раз об этом говорят, значит, именно этого и хотят, именно это через какое-то время и предложат общественности, и какая-нибудь «Синергия» снова организует опрос, в котором 63% россиян или даже больше согласятся с тем, что детям вообще не нужно сдавать экзамены, в том числе и русский язык. А зачем? Они уже и так знают 500 общеупотребительных слов, включая служебные, и весь русский матерный. Этого им вполне хватит для жизни, для работы, даже для управленческой деятельности. В крайнем случае спичрайтеры напишут речь.
Настоящий приказ действует до 1 сентября 2027 года. А дальше, видимо, будет новояз, русотюрк, пиджин, лингва русса.
Мигрантов в России уже десятки миллионов, из них не говорящих по-русски взрослых (жён, матерей, детей мигрантов и самих мигрантов) миллионы. Допустим, дети овладеют русским на уровне, достаточном для бытового и делового общения, но очень многие взрослые таджики, киргизы, казахи, узбеки, туркмены и представители других народов не будут его учить хотя бы потому, что могут спокойно без него обойтись: они живут обособленно большими группами, работают часто в компаниях, принадлежащих их этническим собратьям, а в случае чего их дети переведут, что надо.
В Москве есть целые многоэтажки, в которых, например, живут вьетнамцы. Там открыты двери квартир, и дети просто ходят по всем этажам друг к другу в гости, как в одной большой семье. Их родители или вообще не говорят по-русски, или знают несколько слов и фраз. Дети служат взрослым переводчиками. И это ещё хороший вариант, потому что дети мотивированы изучать русский язык, и в школе стараются, и дома с репетиторами занимаются. Да, они живут обособленно, но, по крайней мере, не навязывают своих порядков русским, не ведут себя нагло и вызывающе.
Представители же народов наших бывших, так сказать братских, союзных республик уже считают себя хозяевами на нашей земле. Зачем им русский язык, если русские в их глазах оккупанты и шовинисты, построившие своё благополучие за счёт труда угнетённых народов Средней Азии и Кавказа? На переходный период, так и быть, кто-то подучит русский язык, чтобы встроиться во властные структуры, а затем постарается сделать всё, чтобы уничтожить всё столь ненавистное им русское: язык, культуру, историю.
Но народы эти разные, и говорят они на разных языках, так что упрощённый русский с общетюркскими элементами (корнями, аффиксами) может стать для них языком межэтнического общения.
История живёт в памяти народа, а не существует сама по себе, но чтобы помнить, нужно сохранить своё, исконное, нужно думать, говорить и писать на родном языке. Не на офисном жаргоне, где англицизмов больше, чем русских слов, не на примитивном полуматерном школьном сленге, не на бездушном канцелярите наших чиновников, а на том русском языке, что достался нам в наследство от Пушкина, Лермонтова, Тургенева... Их проза удивительно чиста, ясна, выразительна. Есть чему поучиться. А русский фольклор... У нас такие песни, сказки, былины... Ещё живут по деревням старики, которые так говорят, что заслушаешься. Но кому это нужно? Мигрантам? Чинушам? Политиканам?
Русский язык исчезнет, если за него не бороться. Вот в какое время мы живём.
Иначе совсем скоро фразы типа «велик могучим русский языка» станут вершинами речевой деятельности представителей «дивного нового мира».