Этот урок идет вторым в курсе, поэтому начало его — с места в карьер. Устный опрос по опорному конспекту. Смысл конспекта в том, чтобы дать ребенку опору при формировании устной речи. Записи на конспекте — это как бы «скелетик» ответа, на который нужно «нарастить мясо».
Такой формат опроса позволяет школьнику преодолеть неуверенность в себе. Не секрет, что многие современные дети плохо формируют фразы, привыкнув общаться фактически междометиями. Термины, указанные на конспекте, помогают создать высказывания на хорошем уровне. Кстати, детям, плохо говорящим по-русски, тоже помогает.
Это ссылка на предыдущий урок, в котором присутствует обсуждаемый опорный конспект
Конечно, в любом классе найдется несколько детей с бойкой речью и высокой мотивацией к учебе. Такие ученики применяют конспект в основном для самоподготовки, а отвечают уже без него. Это можно только приветствовать.
Новый урок посвящен систематике и предполагает работу в том числе с учебником. Можно провести краткий экскурс в историю, рассказать о том, что эпоха Великих географических открытый предоставила Европе огромный материал в виде рисунков, описаний, гербариев, плодов, семян, раковин, рогов, шкур. Все это требовалось систематизировать и понадобился воистину гениальный ум, который смог бы справиться с такой задачей.
Раньше у меня в кабинете над доской висело десятка полтора портретов наиболее выдающихся ученых, имевших отношение к биологии, начиная с Аристотеля. В том числе и портрет Карла Линнея. Однако во время ремонта портреты сняли и сложили в шкаф. После ремонта на фронтальной стене расположилась интерактивная доска, а про портреты мне было сказано, что вешать их не будут. Пыль от сверления стен может попасть внутрь доски.
Женщина, конечно, предложила бы другую последовательность работ: сначала портреты, потом доску. Но мое решение рассматривать не стали.
В итоге Линней остался только на презентации.
Если в учебнике присутствует текст, посвященный Линнею, мы работаем с ним. Если нет, можно найти что-то удобоваримое в интернете и распечатать в формате А5 (пол-листочка, один на парту — это не отнимет много ресурсов).
В итоге ученики сами находят и коротко формулируют основные заслуги Линнея перед наукой:
- создал систему для классификации живых организмов;
- использовал вид как единицу систематики;
- ввел в науку (точнее, закрепил в ней, но это в 7 классе не так важно)латинские названия;
- ввел двойные названия (бинарную номенклатуру, термин «номенклатура» детям хорошо известен из курса географии).
Делаем записи на новом опорном конспекте и движемся дальше. Рассматриваем схему соподчиненности единиц систематики (таксономических единиц). Она несколько различается для растений и животных, поэтому смотрим обе.
У школьников обычно вызывает трудности запоминание порядка единиц систематики, а ВПР и экзамены всегда проверяют этот момент. Поэтому даю две мнемотехнические фразы, при помощи которых всегда можно восстановить порядок этих единиц.
Для животных: Царский Терем Кто Откроет Сразу Рыцарем Вернется.
Для растений: Царский Офис Кто Помоет Сразу Рыцарем Вернется.
Надо заметить, что первой фразой со мной когда-то очень давно поделилась ученица, которая занималась у толкового репетитора. А вторую фразу я придумала сама после десятка попыток сподвигнуть на такой сочинительство школьников. Даже за две пятерки никто не придумал!
Для закрепления использую интерактивное задание: расставить названия таксонов в соответствующие прямоугольники. Отдельно для растений и для животных (листайте галерею).
Переходим к следующему вопросу — к определению вида. Считаю, что для седьмого класса оно сложновато, поэтому мы, конечно, читаем его и обсуждаем, но заучивать не прошу. В этом возрасте достаточно интуитивного понимания, что к одному виду относятся похожие друг на друга особи, способные к созданию размножающихся пар.
Определение обязательно обсуждаем. «Все ли слова в определении вам понятны?» И по каждому буквально слову комментарии детей, а потом мои.
В определении упоминаются критерии вида. Ищем в тексте учебника названия и описание критериев. В нем упомянуты:
- морфологический;
- экологический;
- физиологический.
Для сильных детей уместно такое задание: найдите критерий, который имеется в определении, но не указан в тексте.
На самом деле для седьмого класса обсуждение критериев можно и опустить. Все ж прекрасно знают, что этот вопрос подробно обсуждается в 9 классе. Но если дети достаточно подготовленные, то почему бы и нет.
Тем более что пропущен географический критерий, а для него у меня припасен редко используемый, а потому привлекательный для школьников метод.
Я иллюстрирую этот метод при помощи киноотрывка.
Помните, как в «Пятнадцатилетнем капитане» кузен Бенедикт обнаружил муху цеце и заявил о небывалом открытии: муха цеце в Южной Америке! И тут же засомневался.
Поскольку практически никто из нынешних детей этот роман не читал, кратко обозначаю начало сюжета, смотрим на карте, куда должен был идти «Пилигрим», а потом смотрим отрывок из фильма.
Я обожаю фильм 1945 года с Всеволодом Ларионовым в главной роли. Сколько в нем энтузиазма, юношеской непосредственности, энергии!
Ну, да ладно. Приобщаю детей к старому советскому киношедевру, обсуждаем, каким образом Бенедикт понял, что герои находятся в Африке. А дальше интрига: снова показываю по карте маршрут «Пилигрима» и даю вопрос (для желающих) на дом: как судно попало в Африку?
Пусть поищут.
В конце урока задания на закрепление. Что нужно закрепить? Главным образом понятие вида. Очевидный критерий — морфологический. И основной критерий — способность давать плодовитое потомство. Здесь вводим нового персонажа — мула — и осуждаем, по какой причине он бесплоден (листайте галерею).
А вы как думаете, нужна ли тема критериев вида в 7 классе?