Найти в Дзене

Биология в средней школе. Первый урок в 7 классе по программе В. В. Пасечника (с аммонитом на обложке)

Учителя постарше еще помнят, как преподавалась зоология в школе в прошлом веке) Это ж была красота! Начинали в феврале седьмого класса, к концу мая добирались до моллюсков. А весь восьмой класс посвящали членистоногим и хордовым. Не спеша, с повторением, закреплением и лабораторными работами. При этом для экзамена не нужно было знать названия всех стадий развития ленточных червей – достаточно было понимания, каких именно хозяев сменяет животное и по какой причине.

В нулевых программа биологии в части расчасовки кардинально изменилась. Теперь зоологию стали изучать за год (7 класс), но, по крайней мере, оставили 2 часа в неделю. Несколько лет назад при тех же двух часах в курс впихнули систематику растений, зоологию пришлось ужать. Потом решили, что сюда можно натолкать не только систематику растений, но и весь материал по растениям. Думала, что это предел.

Однако в последний мой год работы в школе мне на собеседовании новое руководство объявило, что всю эту малину – систематику животных плюс растения, бактерии, лишайники, грибы и вирусы я должна дать при 1 (одном!) часе в неделю. То есть за 34 академических часа.

Давайте вдумаемся, что такое 34 часа. Это сутки и еще 10 часов. Даже до полутора суток не дотягивает. За это время даже учебник полностью прочитать невозможно, не говоря уже о формировании системы прочных знаний по предмету.

Я тогда сказала, что при 34 часах даже брать седьмые классы не буду. И видимо, у меня было такое выражение лица, что второй час все-таки изыскали.

В текущем году я выкладываю на канале этот курс систематики «всего и вся», только без вирусов, которые уже «невпихуемы». А если хватит сил, то буду добавлять старые разработки из более размеренных курсов. Те, которые заслуживают внимания.

Для начала планирование курса

Приведу его в виде скринов вордовского документа (листайте галерею).

Как видите, после Нового года идет изучение животных, до Нового года – всего остального. Все итоговые работы можно рассматривать как резервные уроки. Иными словами, пропал урок – режем итоговую работу. Да, это неправильно, но при таком отношении к предмету сверху становится приемлемым, ибо деваться некуда.

На плане я сразу отмечаю, какие уроки будут сопровождаться письменной проверкой знаний. Это пометка «Тест» синим цветом. На скринах видно, что я стараюсь разбросать их равномерно. Но слово «тест» не означает, что будет проводиться именно классический тест с выбором ответа. Это может быть «немая» картинка с заданием подписать части тела, развернутый ответ на вопрос, распределение высказываний на верные и ложные. Главное – проводить их систематически.

Первый урок курса

Он традиционно посвящен повторению изученного в 6 классе. А изучали мы по Пасечнику обмен веществ. Не ботанику!

Для формирования всяких УУД (неплохая вещь, просто забюрокраченная) на доске «Мостик».

-3

Он нужен для того, чтобы ученики вспомнили, что, как и зачем они изучали в прошлом году. Поскольку мостик сделан в программе ActiveInspire, кнопки со знаком вопросами можно нажимать в произвольном порядке. При повторном нажатии слова-вопросы исчезают.

-4

То же самое при желании можно сделать и в PowerPoint.

Дальше – «Лента времени». Мальчик (вместе даем ему имя, это собирательный образ семиклассника) движется вдоль ленты времени, при клике по цветным прямоугольникам возникают названия тем (первая уже «выскочила»). Идея такой ленты в том, чтобы ученик видел перед собой во времени не густой туман незнаемого, а вполне конкретный структурированный материал, вполне доступный для усвоения. И даже интересный)

Зеленые кнопки - гиперссылки. При клике по определенной кнопке появляется название темы
Зеленые кнопки - гиперссылки. При клике по определенной кнопке появляется название темы

Как вариант, можно заменить «Ленту времени» просмотром оглавления в учебнике. Плюсы такой замены в том, что:

а) отвлеклись от доски, переместили взгляд, разнообразили деятельность;

б) узнали, что в учебнике есть оглавление и где оно находится.

Возвращаемся к изученному.

Слайд «Клетка». Здесь нужно расставить названия в соответствующие плашки. По пути вспомнив функции частей клетки.

-6

Следующий слайд позволяет вспомнить отличительные особенности клеток разных царств. Причем ученики должны указать особенности клетки, позволяющие отнести ее к определенному царству. Особенности грибной клетки не изучались, но она просто останется последней). Такие задания и на ЕГЭ встречаются)

-7

А вот опорный конспект урока посвящен основной части курса 6 класса – обмену веществ. Для массовой школы он, возможно, сложноват, но в специализированных классах заходит на ура. Изначально ученик получает заготовку конспекта с пустыми линеечками. PDF конспекта можно выложить в электронный журнал или в чат класса. Сами найдут и распечатают/перепишут.

-8

На уроке идет обсуждение вопроса и потихоньку заполняются пустые линеечки. Обязательно от руки для стимуляции моторной памяти. Об опорных конспектах подробно написано здесь.

-9

Зеленые кнопки на слайде – это гиперссылки. По клику на кнопку открывается соответствующая надпись. Вывод ученики формулируют самостоятельно, можно даже в группах, если есть время. Моя формулировка вывода заранее внесена на слайд, но чем хороша программа ActiveInspire, в ней можно что-то пропустить или добавить по ходу урока. Иными словами, если ученики дали свою, притом хорошую, формулировку вывода, можно не кликать по кнопке, а сделать запись маркером поверх линеечки.

Чтобы над выводом поработал весь класс, я запускаю работу в группах. Каждая обсуждает вывод внутри себя, а потом спикеры групп выносят выводы на всеобщее обсуждение. Компилируем общий и записываем.

Например, такой: обмен веществ позволяет клетке расти, регенерировать и обеспечивать себя энергией.

Подробнее о работе в группах можно почитать здесь.

А вы как проводите первый урок в 7 классе?