Роман-утопия Георгия Мартынова "Гость из бездны" начал публиковаться в 1961 году в журнале "Искатель". Тогда он носил название "Через две тысячи лет". Вторая и третья части печатались уже в журнале Смена", осенью 1961 и в начале 1962гг. под названием "Встреча через века".
Роман представляет Владимир Дмитриевский: "Последний роман Мартынова, "Встреча через века", вводит читателей в мир наших далеких потомков. Как и в "Туманности Андромеды", действие "Встречи черед века" переносится на много времени (точнее, на два тысячелетия) вперед. В приложении к журналу "Вокруг света" - "Искатель" № 2 за 1961 год была опубликована в сокращенном виде первая часть романа. Вот ее краткое содержание.
Наш современник, участник Великой Отечественной войны. Герой Советского Союза Дмитрий Волгин, умирает в Париже. Для отправки на Родину его тело заключают в герметически запаянный свинцовый гроб...
Комплексная наука будущего возвращает Дмитрия Волгина к жизни...
В процессе эксперимента решалась и чисто моральная проблема: имеют ли право ученые во имя науки распорядиться судьбой человека помимо его воли?
И вот широко распахиваются двери в тридцать девятый век. Вместе с Дмитрием Волгиным мы входим в этот чудесный мир будущего, с интересом знакомимся с его жителями с их бытом, с их заботами и мечтами.
Герой романа долго не решается присоединиться к обществу будущего, не видя в нём места для себя и пытаясь понять прекрасный новый мир: ...в этом мире личная воля человека священна для всех остальных, что уважение друг к другу стало второй натурой. Он захотел быть один, и его желание исполнялось просто и естественно. Возможности иного поведения эти люди не могли себе даже представить. Это была та подлинная свобода, о которой в его время можно было только мечтать...
Это тот мир, к которому мы стремились, за который боролись и умирали.
Мир изменился. Но всё же знакомые места есть: ...люди зорко следили за историческими и художественными зданиями города. Им не давали разрушаться. И постепенно каждое из них избавилось от близкого соседства других зданий, окружилось зеленью садов и осталось стоять в величавом одиночестве. Так возник Октябрьский парк — грандиозный по величию памятник старины, музей истории зодчества, скульптуры и великих событий прошлого.
Волгин живёт уединённо на берегу моря, ведь: Земля меняет свое лицо, море - никогда! Оно оставалось таким же, каким было во все эпохи и времена. Неизменное, оно присутствовало при всей истории человечества, населявшего его берега. В третьем веке коммунистической эры люди окончательно покинули море. Безграничная и свободная стихия воздуха стала их единственным путем сообщений. Прибой был такой же, как и в двадцатом веке, и было приятно смотреть на него. Это было единственное, что оставалось прежним. Все остальное изменилось.
Дом и терраса были выстроены не из дерева и не из камня. Материал напоминал пластмассу, но не был ею. Мебель и все предметы обихода были иными по форме. Листья винограда были не такими, как раньше, и вся растительность в саду и вокруг дома казалась больше и сочнее прежней. Книга, которую он держал в руках, по внешнему виду была такой же, как книги его юности, но была написана на не существовавшем раньше языке. Все изменилось за те тысячу девятьсот лет, которые он пролежал в своей могиле, все стало другим. Только море и прибой да еще небо были прежними.
Волгин ... знал, что родной язык никогда ему не понадобится, так как на всей Земле его знали только историки и отдельные люди вроде Люция... не мог не признать, что по богатству и выразительности новый язык оставлял далеко позади все старые языки. Грамматика его была проста и логична.
Но... всё же именно русский язык, великий и могучий, дополненный латинским лежал в основе коммуникации людей этого мира.
А был ещё и космос, незнакомый и притягательный: Межпланетный полет казался ему чем-то волшебным, недоступным простому смертному. Он не мог смотреть на это так спокойно, как его собеседник, для которого полет к соседним планетам был привычным и обыденным делом.
Волгин знал, что Мунций двадцать семь раз покидал Землю, что Владилен, несмотря на молодость, вдоль и поперек избороздил всю Солнечную систему, что даже Мэри успела два раза побывать на Марсе и один раз на Венере, не считая Луны, которая людям тридцать девятого века была известна так же хорошо, как сама Земля, и считалась чем-то вроде окраины земного шара.
Иллюстрировал "Встречи через века" в журнале "Смена" творческий тандем Андрея Бабановского и Геннадия Новожилова, на мой взгляд очень удачно, несмотря на несложившиеся, к сожалению, отношения между художниками. Вот этой яркости, и в то же время основательности, психологического проникновения в образ героев не хватало практически во всех иллюстрациях к "Туманности Андромеды".