Восьмой «Г» заметно прибавил в успеваемости.
Причина – в классе появился студент-практикант.
Руслан Пивов - именной стипендиат, краса и гордость исторического факультета, претендент на Красный диплом, ему пророчили карьеру большого ученого.
Всегда гладко выбрит одет с иголочки: белоснежная рубашка, темно синий двубортный костюм, жилетка, галстук в тон костюма.
Руслан выглядел безупречно, а если учесть еще большие очки в темно-коричневой оправе, до блеска начищенные темно-коричневые ботинки и темно-коричневый кожаный портфель, то вы сразу поймете, что перед вами серьезный молодой человек.
И восьмой «Г» тоже прекрасно осознавал это факт.
К тому же, Руслан был высок, широкоплеч. Говорили, что о у него черный пояс по карате и он знает японский язык.
Таких практикантов в восьмом «Г» не было никогда.
Сокурсницы тайно вздыхали по Руслану, что уж говорить о школьницах. Все девчонки восьмого «Г» с первого же дня влюбились в практиканта.
Девчонкам хотелось в его глазах казаться умненькими. Они даже дурацких записок не писали, просто тянули руки в надежде, что вызовет к доске и запомнит фамилию.
А мальчишки обсуждали с практикантом мировые проблемы и тоже исправно делали домашние задания.
Уроки у Руслана проходили идеально.
Классная руководительница тайно ревновала к нему свой восьмой «Г», но и ей Руслан очень нравился.
Открытый урок, на котором я сидел, шел строго по заранее намеченному Русланом план-конспекту настолько хорошо, что я даже соскучился от такой правильности и начал клевать носом. Однако в какой-то момент ощутил перемену в классной атмосфере: что-то случилось, но что?
Ребята начали таинственно перешептываться, незаметно переглядывались и показывали друг другу на что-то впереди. Их головы поворачивались вслед за Русланом (он имел привычку, объясняя ходить из угла в угол и жестикулировать руками).
Мне стало интересно, что они там такое обнаружили. Я приподнялся, вытянул шею. И тоже увидел - на правом ботинке Руслана развязался шнурок, и теперь, струясь тонкой извилистой змейкой, шнурок стремился попасть под подошву.
Класс, затаив дыхание, наблюдал и гадал: наступит - не наступит, споткнется - не споткнется, упадет- не упадет…
Руслан же вдохновенно рассказывал о производительных силах и производственных отношениях и ничего не замечал.…
Я понимал, что срочно надо сказать: «Извините, Руслан Игоревич, у вас шнурок развязался». Но вместо этого, я вместе со всеми, как зачарованный, ждал: наступит - не наступит, споткнется - не споткнется…
И классная руководительница, сидевшая рядом со мной на задней парте, тоже волновалась: наступит-не наступит… И тоже молчала!
До конца урока оставалось три минуты.
Напряжение нарастало.
Руслан остановился у стола, задал домашнее задание. Сделал шаг и наступил-таки на шнурок! Но тут же присел на стул.
Зазвенел звонок.
Класс не шелохнулся. Все еще надеялись, что аттракцион продолжится.
Руслан сложил в свой кожаный портфель тетрадку с план-конспектом, учебник и пенал с ручками. Удивленно посмотрел на класс:
«Что- то не понятно? Или есть вопросы?»
Класс молчал. И все еще чего-то ждал.
Руслан поднялся, взял портфель. «До, завтра, ребята!»
И тут я не выдержал:
«Стойте, Руслан Игоревич! У вас шнурок развязался!»
Класс разочарованно выдохнул, загомонил, засобирался домой и начал расходиться.
Во взглядах учеников я читал осуждение.
Классная руководительница, обиженно поджав губки, сказала: «До свидание, коллеги», и удалилась.
Руслан, поблагодарив меня, нагнулся, завязал шнурок: «Представляешь, если бы я грохнулся тут!»
- Эх, Руслан, если бы ты грохнулся, то навсегда оставил бы след в истории школы, стал бы ее легендой, эту историю учителя и ученики передавали бы из поколения в поколение, и, рассказывая, как однажды практикант упал у них в школе на пол во время урока, от души веселили бы друг друга.
А так, кто тебя запомнит?!
И что удивительно, ни один из тридцати человек, включая меня (тут я покаялся) и классного руководителя, не сказал тебе на уроке про шнурок. Почему?
Руслан пожал плечами: «Загадка природы».
Мы выпили за тайну человеческой природы в школьной столовой по бутылке кефира и заели это необъяснимое явление подгоревшей пшенной кашей.
Руслан ни на кого не обиделся, но выводы сделал, подчеркнув в своем выступлении на отчетной конференции по педпрактике, что учитель должен уделять достаточное внимание своей экипировке и проверять, завязаны ли шнурки на его ботинках перед каждым уроком.
В педагогическом процессе мелочей не бывает.
А я надеюсь, что Руслан, когда станет большим ученым, все-таки, найдет в своем расписании время на изучение загадки природы, которая чуть было не подвела его во время педпрактики.
Владимир Лапырин