Самый важный вопрос в жизни человека – это вопрос о спасении души. Ответить на него, казалось бы, довольно просто, но это только на первый взгляд. В силу того, что мы не можем рассматривать нашу душу со стороны, поэтому мы смотрим на свою душу как бы изнутри самих себя. В этом смысле возникают такие всякие искажения. Чтобы правильно приобрести необходимое зрение, нам нужно видеть результат наших действий, тогда мы сможем определить очень важную вещь – мотив наших поступков. Уже по мотиву наших поступков можно определить подлинное намерение наших действий.
Какие побуждения заставляют человека что-то совершать? Например, обычай. Приучили человека чистить зубы по утрам. Это настолько вошло в его привычку, что, когда он пропустит эту процедуру, он испытывает дискомфорт. Мотивом может быть ещё чувство долга. Человек не хочет что-то делать, но он знает, что он должен это, и понуждает себя. Например, воспитание маленьких детей часто во многом сводится к тому, чтобы воспитать в них это чувство. Вот ему говорят: “Ты должен вставать, ты должен убирать игрушки, должен это и это”. Постепенно это приходит в навык, возникает чувство долга, которое играет в жизни человека немалую роль.
Существует ещё мотив для поступка – это желание. Хочу или, наоборот, не хочу. Вот если человек что-то очень сильно захочет, то при известном упрямстве и упорстве он достигает. Или наоборот, не хочет что-то делать, и всё-таки добивается того, чтоб не делать. Например, многие дети добиваются того, что родители говорят: “Ну ладно, всё”. В школу не ходят или музыкальную школу бросают. Родитель говорит: “Надоело мне с тобой мучиться, тебя упрашивать”. Дитя, бывает, побеждает.
Ещё бывает мотив – это страсти. Человек может даже осознаёт, что это нехорошо, и душа его сопротивляется, но он подчиняется страстям. Он делает то, что его страсти и духовные заболевания заставляют его делать. Они заставляют его делать всякие противные даже его душе вещи. И противные даже его совести, и противные здравому смыслу, и противные даже какому-то человеческому мнению. Многое бывает по движению страстей. Например, самое часто проявляемое – это гнев. В гневе человек говорит другому всякие гадости, непристойности. Сам понимает человек, что его душит злоба. Ну хоть бы помолчал, постеснялся. А бывает так, что человек не может с собой совладать и готов даже в мнении других людей потерять, но обязательно гадость высказать, проявить гнев и так далее.
Бывает так, что некоторые страсти между собой борются. Допустим, тщеславие и блуд. И рад бы загулять, но от людей стыдно. Получается, что тщеславие побеждает блуд. А бывает, что человек, наоборот, пренебрегает общественным мнением, мнением родственников, детей, знакомых и пускается во все тяжкие. Значит эта страсть победила. А бывает, страсть жадности побеждает блуд. И рад бы удариться, а денег жалко, потому что женщины тоже требуют своего, одними лютиками не обойдёшься. Тут надо и то, и то, это дело сложное. Очень часто бывает, что женщины разоряют мужчин, определённым образом настроенные, потому что состязание бывает уже не любви, а именно с определённой целью.
Но бывает ещё один мотив, причём этот мотив довольно сильный. Это мотив религиозный. Если он сильный, если вера достаточно сильная в человеке, то этот мотив становится в человеке доминирующим. Тогда с помощью религиозного мотива человек может победить и страсти, и свои желания, и даже необходимость. Вот, бывает, человек хочет есть, ну прям необходимость. Ничего же в этом худого нет, в том, что человек хочет есть. Допустим, религиозный мотив, что я хочу завтра причащаться, я потерплю, не умру, потому что уже полночь прошла. И человек откладывает трапезу, хотя ему есть хочется. Чего не станет делать никакое животное. Он обуздывает и чрево, и чресла, и ум, и глаза, и даже любопытство.
Все же люди, как правило, любопытны. Одни больше, другие меньше. Иногда любопытство ну просто непреодолимо: а кто с кем живёт, а у кого какого цвета нижнее бельё, а кто сколько получает, на какой машине ездит? Ну, в общем, всё интересно, причём интерес страстный, с прихлёбыванием. Но религиозный мотив может даже это обуздать, потому что знает человек, что это нехорошо с точки зрения Божественной, и начинает такие вожделения в себе обуздывать.
Если рассмотреть всех людей, то конечно религиозность присуща каждому человеку. Религиозное чувство, шестое, можно сказать, оно, собственно, отделяет человека от животного мира, потому что религиозным может быть только человек. Но просто как-то реализовать своё религиозное чувство люди давно научились ещё в допотопные времена и сейчас хорошо с этим справляются. Для этого существуют всякие ритуалы, которые называются магией. Человек считает, что, допустим, если человек умер, то надо сделать то-то и то-то. Надо прочитать Псалтирь, надо подать записку, надо помянуть, надо рис сварить, надо крест поставить, причём очень важно в эту сторону поставить или в эту. Потом надо зеркала завесить, столы перевернуть, водку налить, сверху чёрным хлебом прикрыть. И вот он все эти ритуалы сделает, истратит какие-то деньги, довольно немалые, и как-то на душе у него спокойно. Он совершил некоторый ритуал, как принято, и вроде всё в порядке. Обычно люди так и говорят: “Мы всё сделали, как положено”. А кем положено, когда, зачем? Человек над этим не может задуматься. Религиозность разлита во всём мире, и каждый человек принимает ту форму религиозной жизни, которая распространена в той стране, где он живёт, либо другую какую-то форму, которая ему понравилась. Вот как Владимир Семёнович пел песню такую замечательную: “Хорошую религию придумали индусы”. Вот она ему, видать, понравилась, он даже про неё песню спел, потому что религиозное чувство удовлетворяется тем, что человек что-то исполняет. И он от этого, как всякий ученик, испытывает удовлетворение. Вот как очень важно человеку испытывать удовлетворение от еды, от семейной жизни, от какой-то культурной программы, от самочувствия. Человек ищет этого и, естественно, он это своё удовлетворение переносит и на религиозную жизнь. Он хочет, чтобы она его удовлетворяла. С помощью ритуалов человек удовлетворяет свои религиозные потребности. Большинство людей религиозных по степени своей религиозности удовлетворяют свои религиозные потребности. Но когда случается какая-то ситуация, когда затрагиваются интересы человека, я уж не говорю жизненные, это сейчас довольно редко, а, как правило, материальные, а лучше сказать, финансовые, вот в этой ситуации оказывается, что религиозный мотив никогда не действует. Почему? А потому что касается уже собственного интереса. Вот эта магическая религиозность, которая, собственно, свойственна каждому человеку, она действует только до уровня, когда человек не вступает в противоречие со своими финансовыми интересами. Поэтому, когда его чуть-чуть затронешь, он готов идти на любые нарушения всяких религиозных предписаний и ритуалов.
Ну, например, все знают, что на могиле нужно ставить крест или памятник. Давайте взвинтим цену в тысячу раз, тогда человек тут же придумает способ, как ему этого избежать. Он найдёт какое-то оправдание, придумает новый ритуал. Обязательно придут люди, которые скажут: “Вот мне было откровение, что с пятнадцатого числа крест не надо ставить”. И так далее, обязательно человек вывернется. Казалось бы, есть ритуал, освящённый десятилетиями, столетиями, тысячелетиями. Нет, дорого.
Но отдельные люди, фанатично преданные ритуалу, они это сделают. Когда начинается элемент жертвенности, это уже религиозный акт, потому что здесь существует самопожертвование. Религиозная подлинная жизнь, не магическая – это удел немногих людей, которые способны к самопожертвованию, которые готовы хоть в какой-то степени себя ущемить.
Допустим, я алкоголик. Если религиозная жизнь во мне развилась настолько, что я готов пожертвовать своим алкоголизмом и больше не пить, потому что Бог сказал, что пьяницы <…> Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6, 10), я должен принести в жертву свою страсть. Это довольно трудно, потому что страсть – это часть меня, но нужно это переступить. Когда человек переступит это, тогда начинается настоящая религиозная жизнь.
Всякая религия требует от человека самопожертвования, а христианство требует высшего самопожертвования. Христианство требует от человека жертвы постоянной: изменить вообще образ жизни, изменить образ мысли, изменить образ чувств. Не чьих-то там, потому что легко кого-то заставлять, строить, подчинять. Это занятие хоть нудное и непростое, но всё-таки это возможно, а вот самого себя попробуй измени. Особенно чувства, потому что внутри всё возмущено, а нужно признать, что я не прав, и нужно это отсечь, через это переступить. Для этого требуется огромный подвиг души, и этот подвиг для человека невозможен. Ни один человек это совершить не может. Поэтому мы и говорим, что христианство – это не есть религия, потому что каждая религия – это для людей, а христианство невозможно без благодати Божией. Невозможно.
Почему в протестантизме нет святых? Они вообще святых отрицают. Они так говорят: “Бог свят, ну тогда и мы все святы”. Православие говорит, что нет, есть святые, а есть грешники. В чём тут дело? Почему отрицаются святые? Да потому что их там нет. А почему их нет? Потому что их быть не может, потому что святость – это есть приобщение благодати Божией. Только благодать Божия может, соединившись с душой человека, дать ему возможность преодолеть самого себя. Без благодати Божией преодолеть самого себя невозможно. Поэтому христианство настоящее, вера христианская, она даёт возможность человеку соединиться с благодатью Божией, с помощью которой он может совершить христианские поступки. Без них это невозможно.
Большинство людей крещёных, ходящих в церковь, они даже не являются христианами. Почему? Они никогда не совершали никакого христианского подвига преодоления. Почему? Потому что их никогда не касалась именно та благодать Божия, которая необходима для этого. А почему? А они и не искали, потому что Бога приобретает только тот, кто Его хочет приобрести. А большинство людей какие-то свои интересы, желания, страсти всё равно ставят выше. Именно удовлетворить своё желание, достичь комфорта, достичь баланса, достичь удовлетворения. Человек хочет удовлетвориться. Ты хочешь, ты и получаешь. «Auf Wiedersehen» и будь спокоен.
Ищет не того, а что он ищет? Апостол Павел говорит, что он ищет своего, а надо искать Божьего. Это же трудно, потому что своё-то как бы родней. Вся причина в том, что человек себя и своё любит больше, чем Бога. Христос говорит: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф. 10, 37). Так оно и есть. Мы можем эти слова пропускать, мы можем их не замечать, мы можем чем-то себя убаюкивать, мы можем Псалтирь наизусть бубнить целый день, пожалуйста. И в этом нет ничего плохого, но всё равно это не будет никаким христианством, потому что человек никакого Бога в виду не имеет. Он имеет в виду найти себе какой-то способ существования, с помощью которого он может что-то в Боге не замечать. При известном старании это довольно легко достигается, поэтому нет ничего удивительного.
Два человека ходят в храм и там друг с другом не разговаривают. Или человек приходит на исповедь и на кого-то имеет зло. Более того, даже не собирается в этом как-то раскаиваться и не считает, что в этом есть что-то такое плохое. Мало ли что Господь говорит, да мало ли что Он на Кресте распялся, да мало ли как Он на Кресте Себя вёл, да мало ли что Он говорил, главное моя злоба. Почему? Вот моя злоба нуждается в чём? В удовлетворении. Это моя страсть, поэтому я должен её постоянно удовлетворять. Как? Всё время мстить. А как? Уголовным способом не могу, боюсь тюрьмы, значит как? Буду распространять всякие миазмы, я буду этому гадость говорить, тому, хоть так, частично. Лучше, конечно, разрезать бы его, но боюсь, поэтому буду из себя выдавливать этот яд и им так везде поливать. От этого хоть частично, но удовлетворение получаю. А что там Евангелие, что там иконы, что там святые места... Можно опять же совершить ритуал: перекрестился, лбом – раз! – по иконе, и опять, что хотел, то получил. А в душе, может, зависть, а в душе, может, злоба, а в душе, может, раздражительность, а в душе, может, сребролюбие, а в душе, может, блуд или что угодно. И никаких даже попыток что-то в этом изменить, поэтому жизнь остаётся совершенно не христианской, к сожалению. И вот так может длиться годами, десятилетиями, и ничего не меняется.
Очень важен мотив. Каждый поступок определяется именно движением души. Наш ум так интересно устроен, что часто человек даже сам себе не хочет признаваться в мотиве своего поступка. Почему? Ему стыдно не только перед Богом, а перед самим собой. Человек сам себе не хочет признаваться. Не хочет. И от окружающих пытается спрятать, но это невозможно. Что в результате человек получает? Человек получает суррогат. Получается страшная вещь.
Взять народ Израиля, все были очень верующие, все исполняли, что было предписано. Пришёл Сын Божий, и они Его распяли. Распяли Того, Кого ждали, распяли Того, Кто должен был прийти, распяли Того, о Котором говорили пророки. Ну и что, они такие плохие? Да нет, все одинаковые, потому что и мы такие. В церковь приходим зачем? Непонятно. Реализовывать свою религиозность. Были бы в Индии, ходили бы в индийский храм, были бы в Саудовской Аравии, ходили бы в мечеть и так далее. Что ближе, туда и влились бы.
Если хотим стать учениками Христовыми, нужно начать пробовать делать что-то против. И мы начинаем делать, например, пост вот сейчас был. Приятно расслабляться, есть всё подряд, трудно немножко себя в этом ущемлять. Трудно, но какое от этого благо. Но нельзя этим ограничиваться, нужно идти дальше. Нужно идти не только против своего живота, но и против своей жадности, и против своей блудности, и против своего осуждения, и против гневливости. Нужно идти против всех страстей. Нужно идти против всех желаний, которые, конечно, замешаны все на грехах в большинстве своём. Нужно даже идти против своего естества, потому что оно тоже падшее. Такие вещи как сон, еда – мы всегда себе в этом уступаем, а нужно по возможности себя ограничивать. С помощью воздержания только мы можем каким-то образом свою душу оживить, и она может встать на христианский путь. Господь, когда увидит, нам будет обязательно в этом помогать. На самом деле всё можно преодолеть – и раздражительность, и нетерпеливость, и осуждение, и злобу. Конечно, это трудно, особенно человеку молодому, но, с другой стороны, если смолоду не начать над этим трудиться, то к старости можно и не успеть, потому что жизнь дана нам именно для этого. Счастье тому, кто смолоду в храм пришёл, гораздо труднее, кто уже в зрелых годах, потому что просто времени не хватает себя обуздать. Опять же, при условии, что мы хотим быть людьми не религиозными, потому что такие мы все, иначе бы мы в церковь не пришли, а чтобы мы были духовными. Как апостол говорит: Если мы живем духом, то по духу и поступать должны (Гал. 5, 25). Должны быть поступки духовного человека, который поступает так, как будто в нём уже Господь Дух Святый поселился, который исходит не из таких интересов хитреньких, улыбается: “Батюшка, батюшка”. Слушай, ну не надо это всё изображать, будь поспокойней. Не надо так на эту педаль нажимать, уже же видно, что за этим стоит. Хорошо конечно, когда человек имеет хорошие манеры, в этом ничего дурного нет, но нажимать на педаль лицемерия тоже ни к чему совершенно. Зачем изображать то, чего нет? Это не значит, что те греховные страсти, которые в тебе есть, нужно обязательно выплёскивать, нет, но какая-то должна быть мерность. Не нужно думать, что если ты изображаешь что-то доброе, то это менее противно, чем если ты выплёскиваешь то, что в тебе есть дурного.
У нас должно быть свойство покаянное. Это наиболее, как и отцы святые говорят, безопасная форма духовного бытия. Надо всегда помнить о себе, что я человек грешный, я мало чего понимаю, у меня мало что получается, стараться никого не осуждать и почаще взывать (про себя, конечно, потому что вслух, это тоже тошнёхонько выглядит и слышится): “Прости меня, Господи”. А то: “Ой, я окаянный, я окаянный”. Попробуй, плюнь ему в лицо, он покажет тебе, какой он окаянный. “Как ты смеешь?” Да ты же окаянный, вот тебе и плюнули. А нет, при всём таком окаянстве смирения-то нет. Нет чтобы утереться рукавом, пойти дальше, сказать, что поделом мне. Вот этого нет.
Стараться нужно приучать себя к сдержанности своих греховных чувств. И это тоже будет пост, потому что пост – это обуздание не только живота, но и своих греховных чувств. Тогда, конечно, мы и язык сможем получше удержать, и мысли, и прочее. Хоть пост и прошёл, но надо стараться не расслабляться, не выходить из этого состояния, которое мы приобретаем постом. От этого выйдет нам всем великая польза.
Спаси Господи!
Дорогие братья и сестры! Мультиблог - большой многолетний проект протоиерея Димитрия Смирнова для распространения его слова. Также по благословению отца Димитрия здесь публикуются проповеди и выступления священников, разделяющих его взгляды. Для того чтобы для вас ежедневно выходил качественный материал, работает большая команда людей. Почти для всех это основная работа. Поддержите дело батюшки Димитрия, сделайте посильное пожертвование. Это поможет так же активно функционировать и развиваться нашему блогу.
Мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого миссионерского проекта.
https://www.dimitrysmirnov.ru/blog/donation/