В садовые емкости с водой лучше и не заглядывать-отвернуться. Там постоянно кто-то тонет/захлебывается или уже захлебнулся. Скачут хаотично, летают, ползают, суются повсюду – вот и доскакались, долетались, доползались, досовались повсюду. А некоторые и прицельно воду искали – отпить, яички отложить или схватить кого-то, кто прельстился сюда попить/яички отложить. Все плавают теперь – живые и не-живые. Не наспасаешься. А некоторых и спасать не хочется.
Но совсем не замечать не получается. Вот и сейчас смотрю – очень кто-то солидный барахтается, и необычный в воде.
Предлагаю ему спасательный лист и вытягиваю приличных размеров жука-хищника, стафилина. Как его до вида зовут – определять увольте. Хотя наверняка один из обычных видов. Семейство это – самое обширное семейство животных на Земле, и только у нас в стране более двух тысяч видов. Пусть энтомологи с этими тысячами разбираются.
Стафилины – наиболее, пожалуй, странно выглядящие жуки: жесткие надкрылья – главная гордость нормального жука - у них сильно редуцированы, почти незаметны. И сами стафилины – не жестко бронированные неповоротливые «танки», а существа гибкие/верткие, стремительные и пронырливые. Двигаются и выглядят неприятно и даже как-то опасно. Хорошо, что почти незаметны – не летают, а возятся в земле/в трухе/в навозе. Специалисты уверяют, что многие из них и питаются всякой трухой/гнильем. Я бы не очень верил, если вспомнить, что называются они – жуки-хищники, и если посмотреть на жвала хотя бы этого сегодняшнего недоутопленника.
Как раз наткнулся и вспомнил рассказ Жана Анри Фабра про то как он – неутомимый природоиспытатель-энтомолог - ссадил в банке двух подростков-стафилинов и наблюдал (описывал) их смертный бой с каннибализмом в финале.
Я, естественно, и не ждал особой благодарности от спасенного - чего от него ждать, бессознательного-инстинктивного. Но более того, чуть обсохнув, он принял характерную недружественную позу, задрав, подобно скорпиону, свое гибкое брюшко вертикально вверх. Не знаю, в чем именно тут угроза и в чем эффективность такого агрессивно-оборонительного поведения, но действительно, что-то в подсознании шепнуло: «не тронь его».
Зверек быстро пришел в себя и ускользнул. А я припомнил, что ученые-энтомологи когда-то объясняли, что даже живое насекомое, но побывавшее в воде, жить дальше не сможет. Поскольку существа эти дышат воздухом, поступающим через сеть тончайших воздухоносных капилляров, пронизывающих весь их крошечный организм и открывающихся микроскопическими отверстиями на поверхности тела. Попала вода в эти отверстия – и пиши пропало: не смогут больше дышать, шестилапые.
Впрочем, и учителя-физики когда-то объясняли, что в силу всяких законов поверхностного натяжения, не попадает вода в тонкие трубочки, тем более, если эти трубочки заполнены воздухом.
Искренне желая оптимизма спасаемым насекомым, склоняюсь все-таки к физикам. Надеюсь, все вытаскиваемые из баков с водой шмели/пчелы/кобылки потом счастливо доживают положенный им век.
Но что-то нужно предпринимать, чтобы подобных ситуаций с утоплениями было как можно меньше.
- Самое надежное – крышки на емкостях с водой.
- Замечательно, если в воде есть водные растения с плавающими листьями – в таких практически никто не захлебнется. Правда, если тут живут и рыбки – утонуть попавшие в беду не успеют: их съедят, как законную добавку к рациону.
- Если же растущих листьев нет, неплохо пустить на поверхность спасительный плотики – простой обрезок доски сохранит многие бесполезные жизни.
- Еще вариант – заполнять емкость водой до самого верха, до краев. Тогда любая малявка, оказавшаяся в воде, легко из нее выберется.
И пусть зависимая от нас экосистема будет чуть более экологичной и дружелюбной!