Продолжу тему спасательства в терапии. Начало вот в этих статьях – Спасательство в психотерапии - Черты, Упражнения, Профилактика, Полезное "не делание" в терапии
Терапевт спасатель склонен к слиянию и ему сложно быть автономным. Давайте начнем с того, что же такое слияние и автономность в контексте терапии.
Слияние или конфлюэнция в гештальт терапии выделяют как механизм сопротивления.
Н. Лебедева и Е. Иванова в книге «Путешествие в гештальт: теория и практика» выделяют два вида слияния: первое слияние со своими переживаниями и второе с другими людьми.
Первого рода слияние – человек не может осознать и обозначить чувственную часть своего опыта – ощущения, эмоции, чувства. На вопрос: что с тобой? Он отвечает – не знаю.
Слияние второго рода – это уже сложность с границами, человеку сложно понять где его переживания и желания, а где – другого человека. Чужие переживания легко воспринимаются как свои, или наоборот.
Как сливается терапевт спасатель?
- Терапевт не до конца понимает границы своих возможностей в терапии: на что он может оказать влияние, а на что не может. В желании помочь, он спешит начать что-то делать, хотя клиент еще не обозначил свой запрос. И тогда терапевт двигается скорее в сторону своих желаний.
- Терапевт не договаривается с клиентом о том, что будет происходить на терапии: что будет делать терапевт, а что будет делать клиент. Использует местоимение мы, а не я и ты.
- Терапевту сложно столкнуться с тем, что он может что-то не понимать в данный момент или с тем, что он не может помочь, на что-то повлиять.
- Терапевт сливается с позицией клиента и начинает ненавидеть обидчиков клиента. Ему сложно выйти за границы клиентской ситуации и посмотреть со стороны.
- Терапевт избегает любой конфронтации. Забывает сказать про сеттинг терапии, оплату пропущенных сессий и т.д. Затягивает завершение терапии.
Слияние может носить вполне здоровый характер. Без слияния невозможна эмпатия, влюбленность. Теперь, когда открыты зеркальные нейроны, мы знаем, что слияние — это «базовая настройка» человеческого организма. А вот автономность – это, что необходимо развивать, и конечно особенно терапевту.
Терапевту важно научиться отсоединяться от клиента и его переживаний, выходить из контакта и смотреть на ситуацию клиента со стороны. Эта способность носит название – автономность. Автономность является закономерным этапом развития человеческой психики, когда ребенок подрастает и постепенно начинает выходить из прекрасного и беззаботного слияния с матерью. Ребенок становится отдельной единицей со своими желаниями и потребностями.
Автономность – это обращение внутрь себя, выход из контакта с другим человеком. Когда терапевт отделяется от клиента, то он может посмотреть на ситуацию со стороны, заметить какие у него возникают отклики и сформировать гипотезы.
Автономность развивается, она не возникает моментально. Супервизия – это необходимое пространство для развития автономности терапевта.
Приглашаю психологов в супервизорские группы:
1. Онлайн по понедельникам с 12 до 15
2. Онлайн по средам с 11 до 14
Автор: Пушкарёва Софья Сергеевна
Психолог, Супервизор, Гештальттерапевт
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru