Друзья, сегодня – 8 октября – родилась Наталья Николаевна Ропова (1946 г.р.) – скульптор-модельмейстер посудных форм Художественной лаборатории Дулёвского фарфорового завода имени газеты «Правда». Ко дню рождения публикую примечательную заметку из журнала «Декоративное искусство СССР» за 1979 год. Рекомендую к прочтению!
Астраханцева Т.Л. Панорама молодых: Наталья Ропова. Дулёво // Декоративное искусство СССР, 1979. – № 10 (263). – С. 8–9.
Сегодня молодому художнику, работающему в промышленности, приходится помимо творческих задач решать множество других, которые неизбежно возникают в современном производстве. Это и вопросы технологии, экономики, планирования, целесообразности ассортимента. А если художник начинает свой путь в заводском коллективе, отмеченном творческими достижениями, имеющем собственную школу, самобытный стиль, то ему важно, проявляя самостоятельность и новаторство, сохранить это своеобразие, приобщиться к сложившимся художественным традициям, которые являются для него основой дальнейшего творческого развития.
Наталья Ропова – художник Дулёвского фарфорового завода имени газеты «Правда» – одна из представительниц такой творческой молодёжи. С первых же работ Н. Ропова предстаёт как одарённый художник-прикладник, обладающий собственным видением, чутким восприятием дулёвского наследия, серьёзно задумывающийся о будущем фарфора, его пользе и красоте.
Приход Роповой на Дулёвский завод, как и учёба в Абрамцевском художественно-промышленном училище, а затем в МВХПУ (6. Строгановском) не были случайными. Наталья Ропова – дочь потомственных фарфористов. Её прапрадед С. И. Юрьев, гжельский мастер, – знаток фарфора и керамических красок, налаживал в Дулёве фарфоровое производство. Отец – Юрьев Николай Васильевич, известный живописец завода, с детства прививал дочери любовь к фарфору, к народным основам дулёвской росписи.
Многое дали художнику занятия на Факультете стекла и керамики в Строгановке (1971–1976) с опытным педагогом Н. С. Селезнёвым. Здесь у молодой художницы выработалось чувство профессионализма, смелость в решении сложных тематических работ, понимание разных видов керамики. Студенческий сервиз «Центральное телевидение» был первым удачным этапом в осмыслении фарфора как пластического и пространственного выражения формы, обогащённой образностью живописного языка.
Однако главная деятельность Н. Роповой – это работа над образцами для промышленного производства. Свой диплом «Русский сувенир» она создаёт в традициях дулёвского фарфора. На Дулёвский завод она и вернулась после защиты.
«Русский сувенир» (1976) – большой чайный ансамбль, сразу покоряющий мажорным звучанием и народным характером. Фарфор, крепкий по формам и звонкий по росписи, держит пространство, буквально приковывает к себе внимание.
Задуманный как чайный комплект для специализированного кафе на «Золотом кольце», он олицетворяет традиционное русское гостеприимство, русское застолье. Пирамида чайников, напоминающая по композиции трактирные самовары, множество чашек, блюдец, розеток, вазочек, размещённых на столах и полках, всё это воспринимается как единый архитектоничный ансамбль с ритмично чередующимися элементами, – взаимосвязанностью предметов с чётким распределением вертикалей и горизонталей.
Формы сервиза удивительно созвучны с природными, переход от маленького чайника и среднему и большому – это не просто геометрическое увеличение, а своеобразное созревание, рост, развитие, подобное росту всего живого. Тонкая кистевая роспись сервиза построена на пяти цветах. Радостный, буйный селен перекликается с солнечным жёлтым. Тревожный, сверкающий золотой оттеняется меланхолично-изысканным фиолетовым.
Но присутствует ещё один цвет, который объединяет колорит в гармоничное целое, – это белый. Белизна фарфора необыкновенно притягательна для художницы. Чувство материала, уважение к белому хрупкому черепку не позволяют ей забивать фарфор. Белый фон композиций выполняет функцию одного из главных цветов колористической гаммы.
Как многим молодым художникам Н. Роповой присуще острое чувство современности, потребность откликаться на события времени. Будущей Олимпиаде посвящено сейчас, много произведений, среди них сервиз «Олимпийский огонь» Роповой (форма «Факел») (1978). Торжественно, символично решает она тему. Строгие, лаконичные формы навеяны классическими образами Древней Эллады, греческими киликами. Вместо живописного пятна, как в сервизе «Русский сувенир», здесь преобладает графическое начало. Лёгким росчерком пера и тонкой кистью Ропова расписывает золотыми языками пламени формы «Факела». Огонь и цветы – это символ молодости, спортивного праздника.
Современная технология фарфорового производства неизбежно заключает фантазию художника в определённые рамки. И талант художника-производственника заключается, по-видимому, в том, как сделать фарфор доступным для массового тиражирования, не потеряв при этом его художественной ценности. Такое решение находит в своих промышленных образцах Н. Ропова.
Чайный сервиз «Цилиндрический» полностью подчинён механизированному способу производства: формованию и нанесению рисунка способом накатки. Формы удобны, практичны. Роспись может варьироваться в цвете. Для художественной практики Дулёвского завода уже стали характерными активность поиска и эмоциональный накал, определившие успех советского фарфора с 1930-х годов до наших дней.
Каким предстанет его будущее во многом зависит от творчества сегодняшних молодых дулёвцев, в том числе и от Наталии Роповой.
Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!
#явижукрасоту #ясчастлив