Японцы были все в чёрном и хранили мрачное молчание. Одиннадцать человек поднялись на линкор «Миссури» в 10 часов утра 2-го сентября 1945 года. Их выстроили – конечно, специально! – напротив представителей Китая. Бескровные лица и дрожащие руки. Холодный блеск в глазах победителей. Капитуляцию Японии принимал генерал Дуглас Макартур, тогдашний командующий Союзными войсками на Тихом океане. От Советского Союза документ подписывал генерал-лейтенант Деревянко, за ним к столу подошел австралийский генерал Блэми и представитель Канады, потом француз Леклерк и голландец… Если бы они лучше знали генерала Макартура, то вряд ли захотели бы пожать ему руку.
Длинные локоны каштановых волос были аккуратно переплетены. Юбка изящно струилась при ходьбе. Мама с гордостью и любовью смотрела на своего сына. Именно так в восьмилетнем возрасте выглядел Дуглас Макартур.
Он родился в 1880-м, в семье генерала. Его родители, яростные патриции и аристократы, привили ему почти феодальную концепцию его положения в обществе: ты выше всех на несколько ступеней, остальные - далеко внизу. Его успешная военная карьера была предопределена... А ещё Дуглас был обожаемым “маминым сыночком ”. Когда он поступил в Военную академию в Вест-Пойнте, мама поселилась рядом с ним. За долгую историю старейшей военной академии США такие случаи - по пальцам одной руки перечесть. Мать наблюдала плац из люкса своего отеля, а сын согласовывал с ней всё, включая с кем ему делить комнату. Позже миссис Макартур практически вынудила генерала Першинга скрываться от нее, потому что постоянно требовала продвижения Дугласа по службе.
Макартур, видимо, пытался побороть комплексы и самоутвердиться - и попадал впросак. Его карьера много раз висела на волоске. Хотя для поступления в Вест-Пойнт требовалось личное направление от президента или конгрессмена, в те годы академия славилась жесткими внутренними порядками, не всегда прописанными в правилах. После того как один из курсантов бежал, а потом умер, началось расследование. Макартур дал показания против множества кадетов, но умолчал о своих подвигах. А вот два десятка его однокурсников проболтались. Удержаться удалось с помощью мамы - она помогла. Куда мы без мамы.
В ранней армейской карьере тоже было непросто. Макартур получил несколько неудовлетворительных отзывов о своей профпригодности, проявлял мало интереса к рутинным обязанностям, да еще требовал особых привилегий. От греха подальше его отправили на несколько лет служить адъютантом собственного отца.
В апреле 1914 года началась очередная американо-мексиканская война. При президенте-республиканце Уильяме Тафте, США устроили в Мексике переворот. Но уже в марте того же года новый лидер США, демократ Вудро Вильсон, отозвал признание нового «правительства», ввел эмбарго и начал вооружать его противников. Недостатка в головорезах в Мексике тогда не было.
Однажды мексиканцы арестовали девять американских моряков за проникновение в запретную зону. Моряков отпустили, но США потребовали официальных извинений и салют из 21 орудия. Извинения были принесены, но салют не состоялся. Чем не повод для новых действий? В апреле 1914 года американский флот произвел высадку десанта и захватил порт Веракрус, который использовался для поставок оружия в Мексику, в обход американских санкций. Правда основным поставщиком была компания "Ремингтон Армс", отправлявшая свою продукцию через Гамбург и Одессу, но это мелочи.
В числе высадившихся на берег 6000 военных был и Дуглас Макартур. И здесь он отличился. Он совершил отчаянный рейд по мексиканским тылам, разгромил железнодорожное депо и захватил пару локомотивов. Только беда была в том, что ни его командир, ни высшее командование не были в курсе этой операции и в панике разыскивали Макартура. Начальство было в ступоре – представить к награде, или отдать под трибунал? После долгих обсуждений приняли соломоново решение – ничего не было. Померещилось.
Как видно, Дуглас Макартур имел много шансов оказаться на гражданке, но связи, унаследованные им от отца, позволили ему стать генерал-майором. Впрочем, он неплохо проявил себя в Первую мировую. Если добавить к портрету непомерные амбиции и эгоизм, то мы получаем идеального исполнителя, готового на всё. Он-то и стал героем лета 1932 года.
Об этом историческом факте очень не любят рассказывать в США. Всё произошло на Пенсильвании-авеню, в Вашингтоне, округ Колумбия, в 1932-м. Тогда генерал Дуглас Макартур руководил блистательной операцией против… обедневших, лишенных государственной помощи ветеранов Первой мировой. Он приказал выступать против своих же товарищей! «Это что, парад? – вопрошали обитатели окрестных офисов, - а какой сегодня день?». Вдоль улицы выстроились стройные ряды конницы, пехоты и танков. Но мгновением позже всадники, выхватив сабли, ринулись в атаку, за ними последовала пехота…
Тут требуется небольшое пояснение. Ветераны в США имеют особенные преимущества, введенные еще в начале XIX века. Каждый, отслуживший в армии более 14 дней, и поучаствовавший хотя бы в 1 сражении, имел право на деньги и землю. Во времена «Унесенных ветром» это были 65 гектаров земли и 80 долларов для рядового. Генерал-майор мог рассчитывать на 450 гектаров. А потом… потом служилых стало много, а земли мало. По окончании Первой мировой ветеранов насчитывали 3,7 миллиона человек. Им решили выделить по тысяче долларов (хватило бы на пару автомобилей). Ну а потом президент Кельвин Кулидж наложил вето и на эти преимущества. Он сказал: есть патриотизм. А он не продается и не покупается! Иными словами, ветеранов просто оставили без выплат.
Десятки тысяч человек прошли маршем до Вашингтона, построили целый квартал на негритянском берегу реки Анакостия, и стали ждать. Дальше вы знаете. Это был звездный день Дугласа Макартура, который лично возглавил операцию…
Поначалу его действия вызвали неоднозначное отношение в обществе. Но власть сориентировалась и ветеранов обвинили … в попытке проведения коммунистической революции! Об этом синхронно кричали все радиостанции и писали все газеты (свобода прессы, ну вы понимаете). Из Макартура в кратчайшие сроки вылепил главного героя всех правых элементов, спасителя Америки от коммунизма. Вскоре прессе поверили миллионы американцев. Популярность генерала взлетела до небес.
Но не вся пресса полностью одобряла Макартура, поэтому он подал в суд за клевету на двух журналистов, осмелившихся посчитать его действия необоснованными и грубыми. Макартур потребовал 750 тысяч долларов в качестве компенсации за моральный ущерб. Но тогда у некоторых журналистов еще были зубы. Они, в свою очередь, потребовали вызвать в суд в качестве свидетеля Изабель Купер. Эту девушку – полу-филиппинку, полу-европейку, снимавшуюся в фильмах не для детей - Макартур поселил в отеле и не давал выходить из номера. Он просто не купил ей верхней одежды, завалив при этом кружевами. Это был промах генерала. На Филиппинах он был белым господином, а в Вашингтоне можно не все. Макартуру пришлось дорого заплатить, чтобы его имя не мешали с грязью и дальше.
Генерала тихо отправили на Филиппины. Эта зависимая американская территория с 1935 года получила формальную автономию в рамках США и там решили создать собственную армию.
На Филиппинах прошли, наверное, лучшие годы Макартура. Он стал самым высокооплачиваемым военным в истории США. В филиппинской армии Макартур, к удивлению всех своих сослуживцев, назначил себя фельдмаршалом. В армии США такого красивого звания нет. А на Филиппинах есть. В Маниле Макартур женился, у него родился сын, он получил 32-й масонский ранг. Вот только с созданием боеспособной армии не получилось.
Летом 1941 года Рузвельт включил филиппинскую армию в состав армии США. Макартур был назначен командующим сухопутными войсками США на Дальнем Востоке…
Высадка японцев обернулась катастрофой. С учетом переброшенных из США дивизий, на Лусоне было 120 тысяч американских солдат, существенно больше 75-тысячного японского десанта. Вот только с организацией, подготовкой и вооружением возникли сложности. Планы обороны, конечно, были. Даже два, но абсолютно разных. А реализовывать их начали одновременно. В Маниле стояло более двух десятков современных подводных лодок, способных сорвать высадку японцев. Но выяснилось, что они были вооружены неисправными торпедами и не смогли потопить ни одного японского корабля.
И Макартур, не дожидаясь развязки, эвакуировался в Австралию. Мечтал спастись и марионеточный президент Филиппин, Кесон. Но Макартур был категорически против, и лишь когда Кесон вручил уважаемому генералу 500 тысяч долларов (для сравнения, средний дом в США стоил 3 тысячи), они оба благополучно покинули остров, хотя и на разных судах. Что нельзя сказать об американских солдатах. Они сопротивлялись еще около двух месяцев. 30 тысяч были убиты и ранены (японцы потеряли 3 тысячи), 76 тысяч попали в плен.
Вот это был скандал, подумаете вы! Но не совсем. Про деньги стало известно только в 70-е годы, когда Макартура уже не было. Пресса поначалу смаковала неблаговидный поступок генерала. Но уже в 1980 году "Вашингтон пост" спокойно утверждала, что вымогательства не было. Они обо всем договорились заранее – а на Филиппинах по-другому и не бывает…
Правда, в Австралии Макартура попробовали обвинить, что он бросил своих солдат. Но индульгенция работала. Как можно такое говорить про победителя коммунистов? Чтобы погасить любые измышления на этот счет, Макартур был награжден Медалью Почета. Кто не понял, для тех уточнили - за выдающееся лидерство в подготовке Филиппинских островов к сопротивлению завоеванию, за отвагу и бесстрашие, превышающие служебный долг, в бою против вторгшихся японских войск.
Позже, на линкоре "Миссури" в 1945-м, он с удовольствием наблюдал, как бледнеет на глазах и без того белая японская делегация. Подписание состоялось в 10:30. Позже Макартур был Верховным главнокомандующим во время Корейской войны. Интересно, что в первых числах апреля 1951 года Объединенный комитет начальников штабов подготовил приказ для Макартура, санкционирующий ядерные удары по Маньчжурии и полуострову Шаньдун. А потом все испугались: с одной стороны СССР и Китая, которые тогда заключили военный союз, с другой, что стареющий Макартур не сумеет бомбы применить. Единственным средством доставки был самолет, а как на него рассчитывать, когда в воздухе МиГи с Ли-Си-Циными за штурвалами? Легенда о сверхоружии могла рухнуть…
Наш герой утверждал, что если США проиграет коммунизму в Азии, падение Европы неизбежно. Он сам, по своей инициативе, общался с посольствами различных европейских стран и заверял их, что ему удастся расширить Корейскую войну до полномасштабного конфликта с коммунистами. Особенно показательны переговоры с франкистской Испанией. Но 11 апреля 1951 года все кончилось: президент США Гарри Трумэн освободил генерала армии Дугласа Макартура от всех должностей. Этот чересчур самостоятельный генерал начал всем надоедать.
Свой поступок Труман объяснил так: «Я уволил его потому, что он не уважал авторитет президента». Говорят, в тот день Труман подписал приговор и себе – его рейтинг рухнул.
А легенда о победителе коммунизма жива в США до сих пор.
Кстати, после того самого подписания на линкоре «Миссури», Президиум Верховного Совета СССР постановил объявить 3 сентября Днем победы над милитаристской Японией. Много лет дата оставалась в нашей стране просто формальностью, но о ней вспомнили в прошлом году. А вот, кстати, в Китае 3 сентября праздновали все это время.
Подписывайтесь на мой канал Ника Марш!
Лайки помогают развитию канала!