Подводя итоги, нормализованные дети имеют любовь к порядку, любовь к работе и глубокую спонтанную концентрацию; они привязаны к реальности, любят тишину и работу в одиночестве, у них сублимирован собственнический инстинкт, они с радостью слушаются, обладают независимостью и инициативой. Они сотрудничают и помогают друг другу. Они обладают самодисциплиной и радостью.
Монтессори сказала в своей последней опубликованной работе «Формирование человека»: «Возможно представить универсальное движение за перестройку человека, которое следует одному пути. Его единственная цель — помочь человеку сохранить свое равновесие, свое психическое здоровье и построить надежную ориентацию в нынешних условиях внешнего мира. В свете этого образование должно быть общественным и человеческим делом, представляющим интерес для всех. Оно должно быть основано на психологии, чтобы сохранить индивидуальность ребенка. Оно нуждается в программе, которая может дать понимание условий человека в современном обществе, с космическим видением истории и эволюции человеческой жизни».
Через некоторое время, при истинном сотрудничестве школы и семьи, при истинном понимании того, как удовлетворить потребности ребенка, появится этот нормализованный ребенок.
Мы просим вас, родителей, которые присоединились к нам в этой работе во благо ребенка, рассмотреть идеи Монтессори: не только ее открытия когнитивных процессов ребенка, но и ее формулу идеальной среды, в которой может расти ребенок.
Наши усилия здесь будут бесплодны, если вы, чье влияние на ребенка является наибольшим, не поймете и не одобрите наши цели.
Возможно, работая вместе, мы сможем сделать этих нормализованных детей нашим вкладом в общество — наше общество, чьи поиски мира и лекарства от его недугов должны в конечном итоге обратиться к индивидуальной эволюции, ориентации каждого человека в жизни.
Послесловие
Одно из преимуществ давнего Монтессори-практика — это возможность видеть или слышать бывших учеников, которые теперь стали взрослыми. Они возвращаются в школу в гости; они пишут и отправляют фотографии своей свадьбы или своего первого ребенка. (Они уверяют, что этот ребенок обязательно пойдет в школу Монтессори.) Они присылают свои визитки на случай, если нам понадобятся их услуги! Они одинаково уверены и позитивно относятся к выбранной ими карьере и перспективам на будущее.
У этих бывших студентов была возможность нормализоваться в ранние годы их жизни. Они были избавлены от отклонений, которые могли бы привести к недостаткам характера или неврозам. Действительно приятно осознавать, что теперь они ведут продуктивную, полноценную жизнь.
* Оригинал публикации можно приобрести по ссылке: https://shop.montessori-namta.org/products/the-normalized-child
Больше полезных материалов по этой и другим темам, в том числе записи бесед с нашими экспертами, вы найдете в нашем канале: https://t.me/mosmontessori/471