48,9K подписчиков

"Рукопись, найденная в Сарагосе": один из культовых фильмов XX века

241 прочитал

 Рукопись, найденная в Сарагосе / Rękopis znaleziony w Saragossie. Польша, 1964. Режиссёр Войцех Хас. Сценарист Тадеуш Квятковский (По роману Яна Потоцкого).

Рукопись, найденная в Сарагосе / Rękopis znaleziony w Saragossie. Польша, 1964. Режиссёр Войцех Хас. Сценарист Тадеуш Квятковский (По роману Яна Потоцкого). Актеры: Збигнев Цибульски, Ига Цембжиньска, Эльжбета Чижевска, Густав Холоубек, Богумил Кобеля, Барбара Крафтувна, Леон Немчик, Францишек Печка, Беата Тышкевич, Пола Ракса, Адам Павликовский и др. В СССР – с декабря 1966: 6,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.

 Рукопись, найденная в Сарагосе / Rękopis znaleziony w Saragossie. Польша, 1964. Режиссёр Войцех Хас. Сценарист Тадеуш Квятковский (По роману Яна Потоцкого).-2

Режиссёр Войцех Хас (1925-2000) был одним из самых известных польских мастеров киноискусства.

 Рукопись, найденная в Сарагосе / Rękopis znaleziony w Saragossie. Польша, 1964. Режиссёр Войцех Хас. Сценарист Тадеуш Квятковский (По роману Яна Потоцкого).-3

В свое время советская кинокритика в целом негативно (Юренев, 1959, с.100) встретила мрачную драму В. Хаса «Петля» (1957), по всем признакам относящуюся к так называемой «черной серии» польского кино. «Петлю» было принято ставить в ряд с ««глубоко ошибочными фильмами, … подменявшими здоровую критику недостатков агрессивными нигилизмом» (Колодяжная, 1974, с.27). На этом фоне положительное отношение к «Петле» И.И. Рубановой (Рубанова, 1966, c.146-148) выглядело диссонансом.

 Рукопись, найденная в Сарагосе / Rękopis znaleziony w Saragossie. Польша, 1964. Режиссёр Войцех Хас. Сценарист Тадеуш Квятковский (По роману Яна Потоцкого).-4

Однако выход на советские экраны фильмов В. Хаса «Как быть любимой» (1962) и «Рукопись, найденная в Сарагосе» (1964) сделал его творчество в СССР вполне легитимным, поэтому о нем можно было писать с открытой симпатией.

 Рукопись, найденная в Сарагосе / Rękopis znaleziony w Saragossie. Польша, 1964. Режиссёр Войцех Хас. Сценарист Тадеуш Квятковский (По роману Яна Потоцкого).-5

Киновед Янина Маркулан писала, что «Хас, пожалуй, самый сложный художник польского кино. Не так просто порой пробиться к существу его созданий, понять их скрытый смысл. Иногда кажется, что он мистифицирует зрителя и выдает за многозначность если не пустоту, то что-то очень элементарное. А то рождается подозрение, что он просто забавляется формой, с ловкостью виртуоза выстраивает умопомрачительные конструкции из кинематографических строительных материалов. Но понять, чему будут служить эти конструкции, бывает трудно, порой невозможно. Последовательно, с упрямством человека, знающего истину, он создает причудливый мир, мало похожий на тот, в котором мы живем, и населяет его людьми тоже странными, маниакально одержимыми одной страстью (не идеей, а именно страстью)» (Маркулан, 1967, с.208).

 Рукопись, найденная в Сарагосе / Rękopis znaleziony w Saragossie. Польша, 1964. Режиссёр Войцех Хас. Сценарист Тадеуш Квятковский (По роману Яна Потоцкого).-6

Экранизация романа Яна Потоцкого «Рукопись, найденная в Саргосе», действие которого происходит в Испании XVIII века, с годами стала поистине культовым фильмом не только для поклонников польского кино и сюрреализма, но и для широкой аудитории. Роскошный актерский ансамбль, собравших звезд польского экрана 1960-х, ироничная филигранная режиссура В. Хаса, великолепная работа художников и операторов, неординарная музыка Кшиштофа Пендерецкого (1933-2020), все это принесло фильму заслуженный успех.

 Рукопись, найденная в Сарагосе / Rękopis znaleziony w Saragossie. Польша, 1964. Режиссёр Войцех Хас. Сценарист Тадеуш Квятковский (По роману Яна Потоцкого).-7

Киновед Михаил Трофименков считает, что «Рукопись, найденная в Саргосе» — «один из самых причудливых, загадочных, эзотерических европейских фильмов, который мог бы на равных соперничать с фильмами Бунюэля (Bunuel). В Хаса на съемочной площадке словно вселилась душа автора экранизированного им романа Яна Потоцкого (1761-1815), а душа эта была шальная. … В книге романтизм словно предчувствовал сюрреализм, а в фильме меланхоличная польская уверенность в том, что история движется по замкнутому кругу, удачно сочеталась с опытом зрелого сюра. Большая заслуга в этом принадлежит исполнителю главной роли, любимцу Польши Збышеку, Збигневу Цыбульскому (1927-1967)» (Трофименков, 2000: 14). Телекино с Михаилом Ъ-Трофименковым // Коммерсантъ. № 216. 17.11.2000. С. 14.

 Рукопись, найденная в Сарагосе / Rękopis znaleziony w Saragossie. Польша, 1964. Режиссёр Войцех Хас. Сценарист Тадеуш Квятковский (По роману Яна Потоцкого).-8

Зрители XXI века до сих пор вспоминают этот фильм:

 Рукопись, найденная в Сарагосе / Rękopis znaleziony w Saragossie. Польша, 1964. Режиссёр Войцех Хас. Сценарист Тадеуш Квятковский (По роману Яна Потоцкого).-9

«Фильм смотрел, когда он вышел на экраны в СССР. В первый раз ничего не понял, во второй раз - уже с интересом смотрел, а в третий раз - просто наслаждался. А когда через много лет купил книгу, то увидел, что фильм дает сильно урезанный вариант книги, что естественно - для полной экранизации, со всеми ветвлениями сюжета, потребовалось бы, наверное, серий 15-20» (Захар).

 Рукопись, найденная в Сарагосе / Rękopis znaleziony w Saragossie. Польша, 1964. Режиссёр Войцех Хас. Сценарист Тадеуш Квятковский (По роману Яна Потоцкого).-10
 Рукопись, найденная в Сарагосе / Rękopis znaleziony w Saragossie. Польша, 1964. Режиссёр Войцех Хас. Сценарист Тадеуш Квятковский (По роману Яна Потоцкого).-11

«Один из лучших фильмов, которые видел в жизни. И вот ведь что интересно. По нынешним временам этот фильм немедленно записали бы в "артхаус"… А вот в момент выхода фильма в будний день, на утреннем сеансе в "Ударнике" был аншлаг! Были битком забиты партер и бельэтаж. И реакция публики была вполне адекватной - смеялись и ужасались там, где было надо» (Стромин).

Александр Федоров, киновед

Цветной фрагмент фильма здесь: https://www.cda.pl/video/452917412