Жители больших городов вряд ли поймут мои эмоции. У них ведь как: что ни дом, то или Достоевский, или Бродский посещали и в своих произведениях описывали.
В Сыктывкаре, где я живу, всё иначе: никто из знаменитостей к нам по доброй воле не заглядывал, поэтому каждый раз с радостью изумляешься, когда узнаёшь такие факты, что: писатель Алексей Ремизов, будучи в ссылке, именно у нас попробовал публиковаться; Сергей Довлатов оттачивал свой слог в письмах сыктывкарской девушке, в которую влюбился по фото в газете; а Сергей Курёхин год работал в местной филармонии...
И вот только недавно узнал, что и всенародно любимый фильм «Девчата» родился в моих суровых краях.
Чтобы оказаться точно в нужном месте, надо от Сыктывкара пересечь реку Вычегда или зимой по льду или летом теплоходиком и оказаться в посёлке Трёхозёрка. Он возник в начале 1940-х как место для лесозаготовок и лесосплава. Первыми жителями стали ссыльные советские немцы («трудармия»).
После войны добавились и другие категории граждан. Среди них был и Борис Бедный (это его настоящая фамилия, хотя и звучит как псевдоним).
Во время войны в 1942 году он попал в плен, и был освобождён только в апреле 1945-го. Плен тогда считался позором и чуть ли не предательством, и Борис не без труда нашёл себе работу: на лесосплаве в Трёхозёрке в Коми (сам он был с Кубани). Здесь он трудился год: в 1946-47. Начал публиковать в местной газете «За новый Север» («Красное знамя») рассказы из быта лесосплавщиков, и по окончанию года работы уехал в Москву и поступил в литературный институт.
Воспоминания о Трёхозёрке (она легко узнаётся по описаниям, хотя прямо не называется) легли в основу его рассказов «Первое дело», «На сплаве» и, наконец, сценария фильма «Девчата». Повесть с тем же названием является новеллизацией сценария. Во многих источниках неверно написано наоборот: будто фильм является экранизацией его повести.
Сам фильм снимался в совершенно других местах, однако условия жизни, показанные в нём, абсолютно достоверны: бараки на несколько человек, разделённые ширмочками на условные комнатки.
Говорят, когда «Девчат» показали в Трёхозёрке, местные сразу вспомнили Бориса и были приятно взволнованы тем, как сценарист отразил их жизнь.
Вся эта история долгое время вызывала сомнения. Не было даже точно известно, жил ли Бедный когда-либо в Трёхозёрке («Википедия», например, этого факта не сообщает), однако местный краевед Ирина Нестерова откопала и теперь с гордостью показывают всем желающим твёрдое доказательство. Борис Бедный послал одному из друзей экземпляр своей книги с автографом, где сам себя называет трёхозёрцем.
Теперь этот факт отражён на туристических стендах и в аудиогиде по посёлку в сервисе «Изи трэвел». Можете сами послушать об этом, там много интересного (и это не реклама).