Найти тему

Потребности ребенка

Продолжаем публиковать отрывки из брошюры NAMTA о нормализованном ребенке автор Кэтлин Х. Футрелл*. Предыдущий отрывок опубликован на нашем канале https://dzen.ru/mosmontessori 3 сентября 2023 года.
Продолжаем публиковать отрывки из брошюры NAMTA о нормализованном ребенке автор Кэтлин Х. Футрелл*. Предыдущий отрывок опубликован на нашем канале https://dzen.ru/mosmontessori 3 сентября 2023 года.

Потребность в движении

Каковы потребности детей от младенчества до трех лет? Во-первых, у них есть потребность в движении. Им нужно двигаться, исследовать, манипулировать предметами и накапливать впечатления для последующей классификации. Первая комната ребенка не должна быть настолько стерильной, антисептической и суровой, чтобы в ней не было ничего, чем мог бы питаться развивающийся ум. Детей не следует заставлять оставаться в своих комнатах, словно запечатанных в вакууме, на бесконечные часы. Как только они смогут двигаться, они должны быть свободны в этом. Манежи, удерживающие устройства и тому подобное иногда используются для обеспечения безопасности детей, но их использование должно быть тщательно ограничено, чтобы избежать отупляющего или фрустрирующего эффекта. Дети не будут готовы к точным, грациозным движениям в возрасте трех лет, если у них вообще было мало возможностей для движения от рождения до трех лет.

Конечно, ребенка младше трех лет ни в коем случае нельзя поощрять к просмотру телевизора. Это слишком пассивно, нетворчески и непродуктивно в тот период жизни, когда развитие ребенка требует активности, манипулирования, исследования и накопления чувственного опыта.

Потребность в развитии речи

Дети, очевидно, должны слышать то, как другие люди говорят на языке. Им нужно быть в компании тех, чью культуру они примут как свою собственную. Младенцы будут с большой интенсивностью наблюдать за взрослыми вокруг них, следить за их ртами, когда они говорят, иногда даже пытаться прикоснуться к своим губам. Позже они будут имитировать звуки, лепетать. А еще позже, без всякого сознательного обучения их кем-либо они сконструируют свой собственный язык, полный существительных, глаголов, временной структуры и всех интонаций и модуляций, которые они слышали. Это еще одна причина не запирать младенца в детской на бесконечные часы. Монтессори восхищалась матерями по всему миру, когда те брали с собой своих малышей, куда бы они ни пошли: на рынок, в гости к подруге. Везде ребенок мог слышать и активно интересовался разговором, происходящим поблизости.

Дети должны слышать не только элементарный язык, связанный с их потребностями, например, едой, сном, уходом за ними, но и точный язык каждой области культуры. Если ребенок спрашивает о музыкальном произведении, мы можем ответить точным названием произведения, включая даже его композитора. Дерево, которое замечает ребенок, имеет особое имя; его листья имеют характерную форму. В случае с птицей, которая привлекает ребенка, можно назвать ее конкретное имя и особые характеристики.

Позже в Монтессори-классе детям будет предложен расширенный словарный запас многих областей культуры, таких как геометрия, география, биология, но основу для этого можно заложить дома. Дети имеют аппетит к определенной лексике. Длинные слова их не пугают, а завораживают.

Даже в этом раннем возрасте можно проводить много времени, разговаривая с детьми. И многое можно сделать, тренируя их следовать конкретным указаниям, таким как «принеси мне большую книгу», или «пожалуйста, отнеси эту голубую вазу на кухонный стол», или «возьми свой стул и перенеси его через комнату; поставь его возле окна», постепенно увеличивая сложность наших распоряжений.

Им можно помочь прислушаться к звукам, изолированным звукам. В нашей культуре повседневная жизнь наполнена шумом — звуками уличного движения или строительства, фоновой музыкой, голосами или телевизором — настолько, что способность детей слушать иногда притупляется. Когда нет никакой возможности для тишины, дети упускают драгоценную способность собраться с мыслями, собрать самих себя. Взрослые дома также могут помочь, намеренно смягчая свой голос, когда они разговаривают с ребенком, чтобы ребенок позже реагировал на предложения, сделанные ниже уровня крика (в децибелах).

Детям нравится играть в звуковую игру, выделяя звуки, которые они слышат в словах. Мы играем в нее в школе, говоря: «Я вижу своими глазами что-то в этой комнате, что начинается с «м» или «т». Если вы это делаете дома с ребёнком, изолируйте звук, который связан с каждой буквой - не используйте буквенное название так, как оно звучит в алфавите. Гласные звуки, которые мы используем в первую очередь, являются краткими.

Одна мать рассказала мне, что они с ребенком просматривали журнал. Ребенок очень обрадовался, указал на несколько букв и сказал: «Смотрите! Есть S, а есть F». Безусловно, чтение историй детям в этом раннем возрасте может только помочь им лучше оценить красоту и силу языка.

Потребность в независимости

Можно взять за правило никогда не делать за детей то, что они научились или пытаются научиться делать сами. Это требует большой выдержки, терпения и планирования со стороны родителей. Когда дети проявляют интерес к тому, чтобы научиться одеваться самостоятельно, им нужно дать достаточно времени, чтобы попрактиковаться, не торопясь. Если мы учим их новому навыку, мы должны попытаться изолировать трудности и учить их шаг за шагом. Если мы действительно хотим, чтобы дети выросли самостоятельными и находчивыми взрослыми, мы должны перестать наливать им молоко, как только они научились наливать его сами, и перестать застегивать пуговицы, как только они смогут застегивать их без посторонней помощи. В период младенчества родители много заботятся о физических потребностях детей, но они должны быть бдительными, чтобы не упустить момент, когда они должны прекратить эту физическую заботу. Если они этого не сделают, их дети могут стать ленивыми из-за того, что за них что-то делают намного дольше того времени, пока они нуждаются в помощи или желают ее. Или они могут отчаяться научиться заботиться о себе и начать путь к комплексу неполноценности.

В «Дети - другие» Монтессори описывает «девиативного» (с отклонениями) ребенка, который страдает «привязанностью, недостатком жизненной энергии и ленью». Она диагностирует причину: «Сам того не осознавая, взрослый своей бесполезной помощью и гипнотическим воздействием подменил ребенка собой и затормозил его психический рост». Она описывает другой набор характеристик: «робость, нерешительность в принятии решений, уход в себя перед трудностями или критикой, частые слезы, отчаявшийся вид». Она снова приписывает причину тому, что взрослый «постоянно прерывает ребенка и вторгается в его среду». Это могущественное существо направляет жизнь ребенка, даже не советуясь с ним. Это невнимание заставляет ребенка думать, что его или ее собственные действия не имеют никакой ценности.

Потребность в любви и безопасности

Нам трудно поверить, что наши дети постоянно нуждаются в подтверждении того, что мы их любим. Дети воспринимают нашу любовь по количеству и качеству времени, которое мы готовы им уделять. Они точно узнают, что мы любим их, только если мы будем проводить с ними время. От нас хотят не подарков, не вещей, а нас самих. Также они с легкостью воспримут наше предпочтение всепоглощающей карьеры, игры в гольф, игры в бридж или работы, которая не является необходимой, как то, что мы их отвергаем.

Однажды летом в школе у нас был маленький пятилетний мальчик, которому завидовали все старшие мальчики, потому что он мог подбросить бейсбольный мяч в воздух и девять раз из десяти точно попадал по нему своей битой. Мы узнали, что его отец был лидером бойскаутов, привыкшим проводить много времени, играя со своим сыном в компании других мальчиков. Этот маленький мальчик не только приобрел это физическое мастерство, но и отличался значительной уравновешенностью, а также уверенностью в себе, которая исходит из ощущения, что нас любят и мы в безопасности.

Потребность в дисциплине

Детей нужно учить уважать права других так же, как уважаются их собственные права. Если к детям относятся с уважением, они с большей готовностью займут позицию проявления такой же вежливости по отношению к другим. В «Дети - другие» Монтессори писала: «Ребенок с готовностью подчиняется взрослому. Но когда взрослый просит его отказаться от тех инстинктов, которые способствуют его развитию, он не может подчиняться. Когда взрослый требует такой жертвы ради своих личных интересов,... детские истерики и бунты есть не что иное, как проявления жизненного конфликта между его творческими порывами и его любовью к взрослому, не понимающему его потребностей. ... Мы должны помнить, что ребенок любит нас и хочет слушаться. Ребенок любит взрослого больше всего на свете».

Это не означает, что мы должны безрассудно потворствовать любой прихоти или позволять детям быть беспорядочными, разрушительными, деструктивными или невнимательными. Для маленького ребенка должно быть очень мало правил. Но за этими немногими следует постоянно наблюдать. Их можно подкреплять не уговорами, разглагольствованиями или подкупом, а просто устанавливая известные рамки и по возможности последовательно и твердо следя за соблюдением этих границ. Мы хорошо понимаем, сколько усилий требуется, чтобы быть твердыми и последовательными. Мы понимаем, что вы имеете дело со своими детьми не несколько часов в день, а целыми днями и ночами, а в некоторых случаях - с младенцем - и всю ночь напролёт. Поэтому этот совет дается со всем смирением. Безусловно, «это легче сказать, чем сделать».

Потребность в порядке

Монтессори считала, что ребенок приходит к внутреннему порядку через внешний порядок и что этот внутренний порядок является предпосылкой интеллектуального расширения. Когда дети приходят в мир, он, должно быть, кажется им хаотичным. Они должны научиться классифицировать все предметы, которые они видят, создавать для них категории, узнать имена и способы использования этих предметов. Мы можем помочь, сделав их домашнюю обстановку как можно более упорядоченной, не перемещая постоянно вещи и предоставив им возможность содержать в порядке то, чем они владеют. Игрушек не должно быть так много, чтобы дети не могли их расставить или ухаживать за ними. Ящик для игрушек не очень полезен в этом плане, потому что он побуждает детей класть куклу на грузовик, плюшевого кролика на них обоих и мяч поверх всего этого, не заботясь о сохранении индивидуальной красоты этих предметов и защите их от повреждений. Можно соорудить низкие полки и выделить место для каждой игрушки. Вешалки для одежды можно повесить так, чтобы дети могли дотянуться до них, чтобы убрать свою одежду. Можно выделить место, где они будут работать мелками или красками. У детей должна быть возможность самостоятельно поддерживать порядок в пространстве, если мы предоставим инструменты, которые подходят для их маленьких ручек и которыми они смогут пользоваться без посторонней помощи.

Если все эти потребности удовлетворяются в среде детей от рождения до трех лет, то есть в движении, языке, независимости, любви и безопасности, дисциплине и порядке, и они поступают в Монтессори-класс в надлежащем возрасте, от 2 до 3 лет, они будут готовы к расширенному развитию в подготовленной среде класса Монтессори. Здесь у них будет возможность для социального развития, для жизни в сообществе со старшими детьми и младшими детьми. У них будут материалы и оборудование, необходимые им для классификации своих впечатлений, а также ключи к обучению математике и языку. У них будет возможность дальнейшего развития независимости и контроля над своими движениями. У них будет возможность работать с материалами, ведущими к точности и концентрации.

Через некоторое время, при истинном сотрудничестве школы и семьи, при истинном понимании того, как удовлетворить потребности ребенка, появится этот нормализованный ребенок.

* Оригинал публикации можно приобрести по ссылке: https://shop.montessori-namta.org/products/the-normalized-child
Больше полезных материалов по этой и другим темам, в том числе записи бесед с нашими экспертами, вы найдете в нашем канале:
https://t.me/mosmontessori/471