Я тут поймала себя на мысли, что у меня в разделе “Портрет героя” озвучены только мужские характеры. Шесть мужских против одного женского. Элизабет Холзи из “Очень плохой училки” (2011, Bad Teacher), попала туда словно каким-то чудом.
Хорошо, признаюсь честно, что мужские образы в кинематографе мне изучать интереснее, хотя примечательные женщины-героини у меня в сознании тоже есть.
Отчасти на мысли о создании этой заметки меня натолкнул один из разборов фильма Barbie, когда автор канала озвучила свою версию, почему в нём нет унижения мужчин. По её словам, это не унижение, а месть (или зеркальная ситуация, как это было сказано в её разборе) им за то, что до этого в кинематографе женские образы всегда были в тени мужских. То есть Кены в Barbie живут в тени Барби, они оживают, когда те обращают на них внимание, у них нет вразумительной деятельности – на их фоне только Барби занимают все должности и получают за это награды. Прямо-таки месть “от кутюр” – сделать мужские образы довесками красивой куклы.
Я по-прежнему считаю, что в фильме показана унизительная ситуация, а тем временем все имеют право на своё мнение. Самое время ещё раз отметить, что Грета Гервиг изобретательно создала очень дискуссионное кино, темы для споров и яблоки раздора летят оттуда в изобилии.
Не согласна, что женские образы в кинематографе – это “бедные сиротки”, требующие защиты. Хотя я знаю, что есть такое мнение, что, когда женщины сопротивляются, на них смотрят как на сумасшедших, потому что силён шаблон о главенстве мужчин.
Но ведь есть же истории, в которых женщины дают ответ мужчинам, совершающим насилие в их отношении, или ставят на место, когда те проявляют пренебрежение. Есть героини, которые вполне могут постоять за себя, дать отпор мужчинам, найти в себе силы на противостояние. Чего себе и я желаю, когда смотрю на них. Я часто не могу ответить на токсичный комментарий под статьёй, боясь показаться грубой.
Вот мой список сильных женских характеров (мнение редакции может не совпасть с мнением читателей)
1988 год – “Деловая женщина”, режиссёр Майк Николс
К моменту, когда Мелани Гриффит получила роль Тесс МакГилл, её личная жизнь с романами, браками, разводами и злоупотреблениями слилась с общественным имиджем. Она была сексапильной белокурой красоткой и нимфеткой. Никого не интересовал её мозг. И продюсеры не хотели видеть Гриффит в “Деловой женщине”, но актриса точно знала, что Тесс МакГилл повторяет её саму. Тесс, как и Мелани, недооценивали и чрезмерно сексуализировали, но девушка оказалась умной и проницательной, она ухватила возможность, чтобы выиграть. В романтической драме Майка Николса был создан образ “принцессы”, наделённой железной волей, а не хрустальными туфельками. Образом Тесс Мелани Гриффит вернула своему имени серьёзное звучание, а такие же карьеристки, какую она воплотила на экране, поддержали её и сделали её образ культовым.
1992 год – “Основной инстинкт”, режиссёр Пол Верховен
Мне никогда не нравилась эта сцена, я никогда её особенно не понимала, но, видимо, сейчас пришло время понять. Писательницу Кэтрин Трамелл вызвали для допроса по подозрению в убийстве Джонни Боза. Пол Верховен прямым текстом говорит, какую силу имеет женщина над мужчинами, превращая их в кучку ничего не соображающих существ, всего лишь не надев нижнего белья.
1995 год – “Шоугёлз”, режиссёр Пол Верховен
Номи Мэлоун приезжает в Лас-Вегас, чтобы стать примой в шоу. Да, её обманывает мужчина, ещё до того, как она успела ступить на брусчатку города азарта и высоких ставок, но с того момента, как она начинает свой путь, Номи сама устанавливает правила игры, согласно которым выигрыш будет в её руках, а не мужчины. Она использует свои данные и природное очарование, чтобы манипулировать мужчинами. Она методично расчищает дорогу к вершине, следуя философии пока действующей примы шоу Кристал – “Когда возле тебя никого не останется, ты окажешься на вершине”. Опять же – да, в Лас-Вегасе главные мужчины. Руководитель шоу Зак, хореограф-неудачник Джеймс Смит, директор дешёвого стрип-клуба Чита Эл, рок-звезда Эндрю Карвер, постановщик шоу Тони Мосс. Все они жёстко руководят женщинами, как кукловоды. Но вот именно Номи в этом фильме выступает как неуправляемая противодействующая сила, на которую у парней нет ответа. Она даёт им сильный отпор. И выигрывает в итоге.
1990 год – “Красотка”, режиссёр Гэрри Маршалл
Вивиан Уорд получает деньги за выход на бульвар. Но в итоге именно она назначает свою стоимость, она решает, какими будут отношения между ней и Эдвардом. Режиссёр фильма Гарри Маршалл своим сюжетом говорит, что женщину нужно уважать, невзирая на то, чем она занимается. И даже бизнесмен, разрушающий старые семейные бизнесы, распродавая их по частям, должен прислушиваться, что ему говорит женщина – когда она говорит, что к ней неуважительно отнеслись в магазине, что у неё есть причины, по которым она оказалась на улице, что она имеет право на большее, а не на ежемесячную плату за низменные услуги. Вивиан заставляет Эдварда пойти на её условия. В Красотке есть отличная метафора. Эдвард говорит, что он боится высоты, но предпочитает всё лучшее (снял пентахус). Приехав за Вивиан в финале, он поднимается на её этаж по пожарной лестнице – и не она к нему спускается, она заставляет его подняться к ней. Вивиан занимает более высокое положение, отучивает мужчину “бояться высоты” – ну, типа слышать желания женщины.
2021 год – “Сцены из супружеской жизни” (США), режиссёр Хагай Леви
Американский ремейк классики от Ингмара Бергмана. У Бергмана мужчина изменяет, его неверность приводит к разводу. То есть это та самая модель, которая так возбуждает недовольство общества, что вся власть у мужчин, что им можно всё. Но американская версия как раз даёт право женщине решать изменить свою жизнь. В американской версии женщина изменяет, уходит из семьи, принимает решение, оставить ли ей ребёнка или сделать аборт. Здесь ситуация противоположная.
2002 год – “С меня хватит”, режиссёр Майкл Эптед
Эрин “Слим” Хиллер – это собирательный образ женщины, ставшей жертвой чар красивого мужчины, который обманул её, заманил в свой дом, “приковал” к себе с помощью официального заключения брака и ребёнка. Он сделал её своей собственностью, решив, что она ничего не сможет ему сделать, потому что она – женщина. Митч Хиллер, её муж, – это тоже собирательный образ абьюзера, она подвергалась злоупотреблениям с его стороны (изоляция, эмоциональное насилие, запугивание, принуждение и угрозы). В определённый момент Слим решает сломать “игру”. Она принимает решение защищаться, особенно поняв, что и полиция не на её стороне (сцена с ответом полицейского о том, что у Слим есть постановление о запрете для Митча Хиллера приближаться к жене). Слим осваивает боевое искусство крав-мага для самообороны, прилагает усилия, чтобы обхитрить своего мужа и проучить его в итоге. Финал этого боевого триллера говорит о том, что женщина может дать отпор. И, может, не стоит злоупотреблять её доверием.
2011 год – “Девушка с татуировкой дракона”, режиссёр Дэвид Финчер
Лисбет Саландер выросла в неблагополучной семье. Она асоциальная, отстранённая и жёсткая, на контакт с людьми не идёт (за редким исключением). С 12 лет она заботилась о себе сама, потому что не могла доверять никому другому. Лисбет контролирует свою жизнь и всё возможное, чтобы выжить. На основе всего, что с ней произошло, она могла стать сломленной женщиной. Но, вопреки этому, Лисбет стала символом борьбы с несправедливостью. Триллер “Девушка с татуировкой дракона” открыл франшизу с феминистским звучанием.
2020 год – “Агент Ева”, 2022 год – “Код 355”
Два эти боевика являются продюсерскими проектами компании Freckle Films, принадлежащей актрисе Джессике Честейн. Она выступает за равноправие между мужчинами и женщинами, и логично, что она поддержала проекты, где все главные роли исполнили именно женщины. По её решению у всех актрис были равные зарплаты, несмотря на размер роли.
“Я – твоя женщина” (2020) и “Без ответа” (2023)
Ещё два фильма “Я – твоя женщина” (2020) и “Без ответа” (2023), где в центре внимания находятся женские образы, которые превосходят мужские по силе своего характера. В первом Джин (в исполнении Рейчел Броснахен) остаётся одна с ребёнком на руках, когда её муж-преступник исчезает из-за своих дел. Джин воплощает образ женщины-спутницы гангстера, которые обычно в подобных киносюжетах оставались в тени, а этот фильм отдаёт дань им, показывая, что спутницы парней, совершающих противоправные действия, вполне могут выжить и без них, даже с ребёнком. Джин показывает, что в женщине намного больше силы, несмотря на ангельскую внешность.
Второй фильм более легкомысленный, но героиня Аны Де Армас Сэйди в нём сильно отличается от героя Криса Эванса Коула Тёрнера. Их тут как раз и зеркалят – он тепличный домашний мальчик, а она боевая и пробивная спецагент, кто принимает решения в любой ситуации, и именно она ведёт за собой Коула, а не наоборот.
В качестве заключения
Кэтрин Бигелоу – первая женщина-режиссёр, получившая Oscar, BAFTA и премии гильдии режиссёров за военную драму "Повелитель бури".
У Джонни Деппа, Мики Рурка, Эдварда Нортона нет Oscar. Брэд Питт – у него нет Oscar за главную роль – только продюсерский и за роль второго плана.
Гари Олдману, Хоакину Фениксу, Леонардо Ди Каприо дали Oscar спустя годы работы в индустрии, как конфетку, чтобы уже закрыть неловкость, хотя они заслужили эту статуэтку уже давно.
Я не согласна, что у женщин незавидное положение, я по-прежнему считаю, что несправедливость касается и тех, и других. Каждый может пожаловаться.
***
КиноПоиск уже писал о сильных женщинах (пересечение лишь в Лисбет Саландер):
***