Этим летом в Карелии появился необычный вагон – первый в России открытый пассажирский вагон для колеи 1520. По будним дням он курсирует в поездах до горного парка Рускеала, а по выходным – на внутригородском маршруте в Сортавале, который называется «Ладожская нерпочка».
«Ладожская нерпочка» – маршрут, который проходит от железнодорожного вокзала Сортавала до платформы Валаамский причал, неподалеку от которой на Валаам уходят «Метеоры». По пути поезд делает несколько остановок у специально построенных для этого деревянных платформ.
В РЖД мечтают, что когда-нибудь для «Ладожской нерпочки» появится аккумуляторный трамвай.
«Нас немного сейчас те условия, которые сложились по производству подвижного состава, сдвинули по срокам. Пришлось с учетом импортозамещения переписать техническое задание на этот аккумуляторный трамвай. По сути дела, мы его начали делать заново. Мы эту идею не оставляем, доведем ее до конца, чтобы первоначальный замысел был реализован. Мы все усилия к этому будем прилагать для того, чтобы все-таки появился аккумуляторный трамвай, который можно эксплуатировать на таких вот участках без контактной сети, в стране таких участков много. И здесь он впишется в городскую инфраструктуру», – говорил в июне замглавы РЖД Дмитрий Пегов, недавно назначенный на должность начальника дирекции тяги.
Пока трамвая нет, на маршруте используют более привычный подвижной состав.
По будним дням – это рельсовый автобус РА1, который ранее курсировал по Кругобайкальской железной дороге. А по выходным – небольшой маневровый паровоз 9П с двумя вагонами – открытым вагоном и вагоном рестораном.
Паровоз 9П был построен Муромским паровозостроительным заводом в 1948 году. Он работал на Алапаевском металлургическом заводе до 1978 года, после чего был установлен в качестве памятника на территории завода. В 2015 году паровоз был демонтирован и отправлен в Екатеринбург для будущего музея, а в 2021 году прошел капитальный ремонт в Петербурге и был возвращен на Свердловскую железную дорогу. Затем его передали в город Сортавала, писал фотограф Алексей Уланов.
9П почти в два раза меньше обычного паровоза из-за отсутствия тендера – вагона с запасом воды и угля. На сети железных дорог до настоящего времени сохранилось несколько экземпляров паровозов данной серии.
Открытый вагон – на 80 мест. По будним дням он курсирует в Рускеалу в составе «Рускеальского экспресса», а по выходным ходит по маршруту «Ладожской нерпочки».
Я был в Сортавале в субботу, так что смог прокатиться по внутригородскому маршруту.
Главное неудобство – периодичность курсирования. Поезд ходит всего три раза в день. Это делает невозможным его использование как полноценного городского транспорта. Мне, например, пришлось полтора часа ждать его отправления. То есть это больше аттракцион. Хотя в вагоне висит расписание, предполагающее пять рейсов. Проводник сказал, что сперва хотели увеличить частоту движения, но позже отказались от этой затеи.
Еще одна важная оговорка. Поезд подается под посадку на новую платформу, специально построенную для этого. То есть на основных платформах вы его не найдете. Это важно понимать, потому что, если не знаешь, то поезда не увидишь.
Билет покупать заранее не нужно. Его можно купить непосредственно при посадке в вагон. К оплате принимают карты. Когда вагон курсирует в составе «Рускеальского экспресса», билет не требуется. Сюда можно прийти из любого другого вагона.
Вагон впечатляет качеством изготовления. Кованые детали, часы в железнодорожно-вокзальной стилистике, деревянные лавки «как раньше». При этом в вагоне есть «приметы современности» – и крепления для велосипедов, и usb-разъемы для подзарядки гаджетов.
Пассажиры были в восторге и, кажется, не хотели выходить, когда поезд прибыл на конечную станцию…
По пути поезд делает несколько остановок у новых деревянных платформ, построенных специально для этого маршрута.
Кстати, мой рейс – в середине дня – был неплохо заполнены – в вагоне было занято не меньше половины мест.
А я ехал и думал: наконец-то у РЖД появился вагон, где нет проблем с вентиляцией. Что будет с вагоном с сентября по май – неизвестно. А летом 2024 года, надеюсь, он вновь выйдет на маршрут!
Ну и напоследок скажу лишь, что вагоны открытого типа – редкость, но это не уникальный экземпляр. В России такие вагоны можно встретить лишь на некоторых узкоколейных железных дорогах. Например, на Апшеронской в Краснодарском крае. Там, кстати, в таком вагоне жарят шашлыки, пока поезд едет.
Подобные вагоны я видел на детской железной дороге в Будапеште.
Также они встречаются на пассажирских дорогах общего пользования. В частности, в Швейцарии (но и не только).
Подпишитесь на наш telegram-канал с оперативными новостями про поезда, также их можно читать «Вконтакте». Наш сайт – 1520today.ru.