Мы живём в век цифровых технологий. В этом есть свои плюсы, но есть и минусы. С одной стороны, каждый из нас имеет уникальную возможность получать новую информацию. Сделать это легко и просто. Но, с другой стороны, мы всё меньше и меньше говорим,SMS сообщения вытеснили письма, гораздо легче современным подросткам обмениваться мемами, фотографиями и ставить лайки. Теряются навыки создания связного высказывания, написания сочинения.
А между тем, такую форму аттестации, как сочинение, никто не отменял. Одиннадцатиклассникам приходится писать
- итоговое сочинение по литературе,
- сочинение в формате ЕГЭ по русскому языку,
- эссе по другим предметам:
· по истории,
· по обществознанию,
· по английскому языку.
Для того, чтобы помочь ребятам при подготовке к итоговой аттестации целесообразно использовать
- технологию кооперированного взаимодействия,
- ИКТ.
Данные технологии позволяют в короткие сроки рассмотреть довольно объёмный материал и создать в течение урока черновой вариант целого сочинения.
Важным условием на таком уроке является работа в группах.
Сначала мы вместе обсудим тему сочинения, вспомним его структуру.
Затем каждая группа выполняет по определённому алгоритму свой круг задач. Результатом работы каждой группы становится высказывание из 4 – 5 предложений. Эти предложения необходимо записать в «своё поле» в гугл-форме. Через 10 – 15 минут наше сочинение готово.
Далее на экране появляется готовое сочинение. Теперь его необходимо проверить, проанализировать, оценить по критериям. На помощь снова приходит гугл-форма. В гугл-таблицу нужно будет внести баллы, оценивая каждое высказывание по критериям.
Прежде, чем заполнять такую таблицу, ребята обсуждают сочинение в своей группе, находят ошибки и недочёты, оценивают работу по критериям. Теперь ребята выступают в роли экспертов.
Результат их работы можно легко увидеть после того, как гугл-форма будет отправлена.
Такой урок позволяет акцентировать внимание на тех этапах и моментах, которые ребята очень часто пропускают при работе над сочинением:
- создание черновика,
- повторение критериев оценивания сочинения.
Теперь можно предложить разноуровневое домашнее задание.
2 уровень
Отредактировать сочинение, которое было создано в классе.
3 уровень
Написать сочинение по другой теме на выбор.
Урок с использованием ИКТ позволяет рассмотреть большой объём информации. Кроме того, ребята на таком уроке
- систематизировали информацию,
- выделяли главное,
- слушали партнёров,
- вели диалог и отстаивали свою точку зрения,
- работали в команде.
На таком уроке удаётся создать диалогическое пространство. Синтез дела, синтез мысли и синтез слова позволяют создать сочинение и подготовиться к итоговой аттестации.