Найти тему

Долгий поход на Восточный Саян...

Оглавление
Подвесной мост через реку Шумак
Подвесной мост через реку Шумак

Рассказ из походных заметок дикого туриста с позывным Ношпа, в миру – Андрей Краснюк.

В 1987 году пригласили меня в поездку на Восточный Саян. Есть такая горная система в Южной Сибири. В те достопамятные времена подобные мероприятия оплачивались государством. Для этого надо было заранее подать заявку в совет по туризму и экскурсиям, чтобы подобрали маршрут и включили в план мероприятий.

Самолетом долетели до Иркутска. На автостанции где уже ждали представители устроителей. Заявили кто мы и что мы, нам сразу предоставили автобус Икарус на 35 полноценных мест. А с Ашхабада нас прибыло всего-то восемь человек. Пока рассаживались, подсадили еще туристов.

Конечным пунктом доставки было село Нилова Пустынь. Проще – «Ниловка». Петляли по местным дорогам по нашим меркам довольно долго. Дороги проложены по живописнейшим местам, автобус останавливался у различных достопримечательностей. Родники и прочие якобы значимые для туристов пункты. Водитель хорошо знал эти места, рассказывал залихватские байки, хвалился какие грибы да ягоды он там собирает.

Все с нетерпением ждали, когда же появится Байкал, но дорога бесконечно вилась между гор, поросших лесом. По левую сторону иногда открывались виды на реку Ангара. Когда нами стала овладевать скука нескончаемого пути, обогнули гору, и нам открылась огромная голубая гладь озера. Скука мгновенно улетучилась, и пассажиры просто влипли в окна автобуса. Достали фотоаппараты, попросили водителя где-нибудь, где красивее припарковаться, высыпали на ворю и начали фотографировать озеро и запечатлевать себя на его просторах.

Доехали до города Слюдянка, сделали остановку, чтобы захарчеваться в столовой. Далее рельеф стал более крутым, ландшафт преподносил горные массивы и отвесные скалы. Добрались до Ниловки, набили телеграмму в КСС (контрольно-спасательная служба) о том, что прибыли на место назначения без происшествий и выходим на маршрут.

Переночевав в поселке, вышли утром. Поначалу ничего особенного не было, везде попадались какие-то лесоразработки, речки, которые форсировали вброд. Штаны и обувь не снимали – сушить было бесполезно, потому что после нескольких пройденных метров всё промокало вновь.

Шли по указаниям на карте, пару раз сбивались с пути. Идти было сложно из-за множества препятствий. Много речек брали вброд, были и прочие оказии. Как-то подошли к неширокой, но серьезно так бурливой речке. Построились в ряд, пошли, а где-то на середине реки тётка Шура наступила на что-то, просто ли оступилась, но вдруг запаниковала и с головою брякнулась в воду.

Течение её быстро подхватило и понесло. Я успел подхватить её за одежды, но меня тоже сбило с ног течением и понесло в неизвестность. Крутило меня как щепку, видел то дно, то небо, иногда еле успевал глотнуть воздуха.

На одном из изломов реки нас вытолкнуло на отмель. Встаю на ноги, рядом в воде лежит тётка Шура и визжит. Оттащил её от воды, оставил на гальке отдышаться, а вскоре подоспели наши. Подняли тётку Шуру, а у той продолжающаяся паника, орёт как сама не своя. Еле успокоили... Занялись собой, на мне были небольшие, но множественные ранки и ссадины, текла кровь. Побился видимо об камни.

Прошли пару перевалов и много ущелий, вышли к местечку Шумак, которое влюбило нас навеки. Большая долина с бесчисленным количеством разных источников, много ручейков, вымощенных тропинок и мостиков. Всюду таблички с приколами: «мост счастья», «тропа молодости» или «родник от похмелья», и много всякого другого. На ручейках стояли кукольные фигурки, которые крутились, подпрыгивали и танцевали, приводимые в действие механизмами от потока воды. Звенели колокольчики, прикреплённые к фигуркам. Также там стояли бревенчатые хижины, в которых можно было остановиться на отдых.

Долину пересекали две речки, сливавшиеся ниже, через речку Шумак перекинут подвесной мост. На каждом источнике стоял номер, на табличке подписано при каких показаниях её можно пить. Так же там были грязевые и горячие источники, оборудованные бревенчатыми купелями. Дозволялось сидеть в грязях и принимать минеральные ванны.

Грибов в округе валом. Мы устроили пир, сварили плов, напекли оладьи «чипада», сварили компот из ревеня и ягод, и ещё, уже не помню, многого другого. Проходившие мимо нас туристы изумлялись нашему дастархану. Была у нас собой каурма – это жаренное мясо в жиру, в таком виде продукт не пропадает, но те туристы об этом не знают, мясо таскают в консервах. А тут ни грамма лишнего. Подбежали к нам с блокнотами, и давай записывать рецепты. Кто-то поведал, что здесь можно найти золотишко. Мы похватали миски и давай промывать песок на речке. Но, увы, намывали только камни-голыши.

На Шумаке мы прорайствовали дня три. И через перевал с одноимённым названием стали спускаться. Встретили команду инспекторов КСС, предъявили им маршрутный лист. Все путём и чин по чину. Инспекторы поинтересовались о наших впечатлениях, спросили, нет ли проблем и травм. Отметили нас в своих бумагах и пожелали счастливого пути.

Спустились мы в долину, по которой, обогнув хребет, вышли к знакомым местам, коими поднимались. Переночевав возле красивого озера, спустились к Ниловке. Там снова дали телеграмму в КСС, что вышли с маршрута целыми и здоровыми, чтобы сняли нас с учета.

Заявили о себе на автостанции, и нам также подогнали автобус, но уже ПАЗик. Добрались до Слюдянки, разделились на тех, кому срочно нужно домой, и тех, у кого еще было время. У меня отпуск был 24 рабочих дня, притом накопилось 20 отгулов, которые были приплюсованы к отпуску. Так что времени у меня было с лихвой.

Подкупив провианта, оставшиеся решили встать дикарями где-нибудь на берегу Байкала. Сели в электричку и поехали по транссибирской магистрали, сошли на полустанке возле некой турбазы на берегу Байкала. Вошли на территорию базы и расположились на берегу. Тётка Шура пошла разведать, что есть для нас полезного. Вернувшись, рассказала, что тут можно купить талоны, и ходить обедать в столовою. Так мы и сделали. А также на базе были кафешки и дискотека, так что досуг был обеспечен. Причин скучать от безделья не было.

На следующий день тётка Шура снова пошла шнырять по базе. А придя, хвать своего сына Василия и в контору. Устроила его на работу, инструктором. И так наш Вася стал работником этой базы. Я также отправился в контору, для меня нашлось место по трудовому соглашению на 15 дней инструктором. Так мы с Василием стали водить туристов по окрестностям Байкала. Нам быстренько показали маршруты, тем более они были расписаны на картах, а также указаны стрелками на земле. Походы были не дальними, рассчитаны на обывателей, лишь бы без происшествий. Команду надо было тщательно осмотреть на соответствие контингента и экипировки, и вперёд...

За всю базу отвечал директор. Старший инструктор за все спортивные мероприятия, дежурный по базе следил, чтобы всё исполнялось вовремя, выпускал и принимал группы с походов. Самая хлопотная работа была у дежурного по базе. В его обязанности входил утренний контроль, чтобы все сыты, готовы к походу и получили обмундирование. Но народишко наш инструкторский такой, что норовил всё улизнуть от таких дежурств, мне пришлось дежурить за других лишних раза три. Очень было суетно.

Как-то в группу ко мне попался один наглец, начал возбухать, мол, не нравятся ему принятые правила, ему бежать бы вперёд хочется. Я стал его удерживать, но тот оттолкнул меря и ушлёпал вперёд. За ним и другие побежали, народ рассеялся по тропе, пришлось бегать, собирать. Встали на привал на поляне возле водопада, а лезть в воду по инструкции категорически запрещено. Но тот наглец полез купаться в водопад, за ним рванули единомышленники. Кого-то всё же смог удержать. Вернувшись на базу, сообщил об случившемся. Таких наглецов ставят на заметку и потом, как бы те не возмущались, в походы не берут.

Пришёл день, время моё вышло, пора намыливаться домой. Туристы с моей группы негодовали, как это вдруг я уезжаю, не хотели отпускать. А Вася водил иностранцев в походы на несколько дней, и отработал там до окончания сезона.

Пока не убежал - жми палец вверх!

тебе пустяк, а меня подвигнет к написанию других баек...

Предлагаю к прочтению свои книги:

Книга о службе в Советской Армии: МАЙАМИ В ТУРКЕСТАНЕ

Повсеместное распространение интернета, с помощью которого начали находиться старые друзья и в том числе сослуживцы, разбудило во мне щелкопёра и подвигло к описанию срочной военной службы в рядах «интеллигентных» Войск Связи непобедимой Советской Армии, в самый разгар перестройки, 1986 – 1988 годы, Самарканд – Ашхабад. Краснознамённый Туркестанский Военный Округ.

Повесть: КЕРЖАК

Полумифическая история, связанная двумя этапами жизни обычного человека. 1932г - четырнадцатилетний городской юноша попадает в иные условия существования в лесу среди отшельников-староверов. 1942г - затрагивает события в годы ВОВ. Главный герой - офицер НКВД, в глубоком тылу противника снова встречает своего опекуна, а диверсионная разведгруппа с его помощью решает поставленные задачи.

Детективная драма: ГОРЮШКО ОТ УМИШКА

Нижний Новгород, поздняя осень 1917-го. Из-за известных событий, один ярмарочный купец решает вывезти в уездное поместье всё нажитое имущество, включая запас золотых червонцев. Для чего приглашает со стороны древодела для заключения договора на производство работ с грузовиком, на котором и предполагается вывезти добро. Условия сделки случайно узнаёт некий уголовный элемент и передаёт своей банде. Главарь понимает суть задумки купца, банда подстерегает отходной обоз на большой дороге и захватывает его. Во время ограбления налётчики убивают всех сопровождавших, вожделенного золота не находят, а потому события требуют продолжения. С этого момента для главаря банды начинается гонка в поисках золота, а для формирующихся органов правопорядка безустанный розыск преступников.

Сборник рассказов: КАНИКУЛЫ В ОСТАНКИНО

1. Зимние каникулы: Сказ о том, как ученик городской школы проводил свои зимние школьные каникулы на деревне у бабушки. 2. Серебряная мечта: Рассказ о более чем удачливом рыбаке. 3. Баба ушлая на чёрте косматом: Рассказ о будущих пионерах и пугливой нечисти. 4. Рыбачка Зинуха: Жила такая женщина. 5. Голубиная охота: В процессе охоты ни один голубь не пострадал. 6. Охота – дело тонкое: Первый опыт охоты рогаткой и настоящей ружбайкой. 7. Футболизм: Страсти деревенской околофутбольной жизни. 8. Фаська-фирист: Правдивая история жизни одного кота. 9. Брат-подельник: Рассказ о брате, невольном подельнике в ошибочно приписанном преступлении.

Подписка и комментарии приветствуются!

помощь автору канала: карта МИР 2202 2032 5146 6795